Прогресс корзинки не касается?

После утверждения потребительской корзины на ближайшие пять лет вдруг поняли, что ее состав не соответствует прогрессу.

news_top_970_100

Речь не об интернете


А об основных услугах мобильной связи - звонках и эсэмэсках чуть ли не из любой точки страны. К хорошему привыкаешь быстро. А возможность позвонить здесь и сейчас, вытащив из кармана мобильник, давно превратилась в насущную необходимость. Отправляя своих детей на учебу в другой город, редкий родитель жалеет средства на пополнение счета, чтобы в любой момент убедиться, что с сыном/дочерью все в порядке. На несколько минут пропадает связь на станции в метро, и мы уже начинаем беспокоиться, когда трубка не хочет отправлять важное сообщение. Внуки с недоумением задают бабушкам вопрос: «Как вы жили-то без мобильника?!» А бабушки, тоже успев привыкнуть к своим простейшим сотовым, уже затрудняются ответить. На сегодняшний день самый быстро растущий тренд - это мобильный трафик, уверен директор Поволжского филиала крупной сотовой компании Александр Григорьев.

Два слова о качестве


Неудивительно, что сейчас услуги связи называют в ряду жизненно важных потребностей. Об этом говорят и простые цифры: в январе этого года количество претензий на качество услуг сотовой связи в Татарстане увеличилось вдвое, сообщает портал Мининформатизации и связи. И дело не столько в низком качестве этих услуг, сколько в возрастающем с каждым годом количестве абонентов сотовой связи. Чаще всего татарстанцев волнует отсутствие доступа к мобильным и интернет-услугам в некоторых селах республики. Чуть уступает этому показателю количество претензий на качество проводного интернета. Вывод прост как дважды два: раз жалуются - значит, и качество не очень, и перебои со связью доставляют проблемы и расстройства. В одном из своих выступлений Александр Григорьев поделился любопытной статистикой: за одну минуту в мире отправляются 204 млн электронных писем, появляются 217 новых интернет-пользователей. Эти цифры только растут. Еще два года назад аналогичные показатели были примерно в 1,5 - 2 раза ниже.

Миллион записей на прием к врачу


С тем, что в потребительскую корзину не включили затраты на услуги связи, можно было бы смириться, если бы интернет являлся лишь средством личного общения, развлечения, источником электронных игрушек и тому подобных интересностей. Но дело обстоит иначе. Сегодня основным каналом получения всевозможной помощи от государства в электронном виде является республиканский портал государственных и муниципальных услуг. В недавно ушедшем 2012 году татарстанцы обратились к различным электронным услугам 16 миллионов раз. Статистики также насчитали три миллиона записей на прием ко врачу. Процесс перемещения услуг в электронную среду продолжается. Каждый день на сайтах важнейших государственных структур появляются новые возможности, которые помогают избавиться от утомительных очередей в кабинеты. Кроме того, подавляющее большинство республиканских платежей теперь уже идет безналичным способом, в том числе и на сайтах компаний.

Комментарий экономиста


Мобильный телефон на хлеб не намажешь Однако рассуждая о необходимости включения услуг связи в потребительскую корзину, мы забываем о другой стороне вопроса, о которой помнят эксперты. Наличие мобильного телефона или интернета, как ни крути, по степени значимости нельзя приравнять к наполненному едой холодильнику или горячим батареям зимой. А рассчитывается потребительская корзина не для того, чтобы потребитель ориентировался на нее при походе в магазин. Напротив, новая корзина дает возможность потребителю самому расставлять приоритеты в покупках. Марат Сафиуллин, директор Центра перспективных экономических исследований АН РТ, доктор экономических наук, профессор:- Надо понимать, что потребительская корзина - это всего лишь инструмент, который используется для определения минимальных стандартов, необходимых человеку для достойного проживания и определения прожиточного минимума. Рассматриваемый вопрос и диалектический, и политический. Услуги мобильной связи - это результат прогресса, но их сложно назвать жизненно необходимой потребностью. Возможное их включение в состав корзины, по нашим расчетам, повышает ее стоимость незначительно - на 3 - 4%. Рассуждая о вероятности расширения потребительской корзины, необходимо прежде всего ориентироваться на возможности бюджета страны.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100