Проверяйте баксы, не отходя от кассы

Я любила один банк: покупала валюту, открывала вклады. Но прошлой осенью, напуганная кризисом, забрала из него все сбережения.

news_top_970_100

Целый год пролежали мои «еврики» и «баксики» в шкатулке, не работая на меня. И вот недавно получаю рекламу от моего банка, который таким, как я, «чулочникам» предлагает отдать свои кровные под очень выгодный процент. Оттуда же узнаю, что для удобства клиентов банк создал новые отделения, одно из которых открылось недалеко от моего дома. Это, думаю, судьба! Достала свои денежки и отправилась по указанному адресу.

Девушка-операционистка приняла мои документы на оформление договора, проводила к дверям кассы. Однако дама за ними оказалась не столь приветлива, сразу же отбросила четыре моих «полтинничка» - дескать, они ей не нравятся. Неприятный сюрприз тем не закончился: высвечивая остальные банкноты, кассир то и дело отбраковывала новые. Защитить мою дорогую, честно заработанную наличность я попыталась у управляющего.

Но и там меня ждало разочарование:

- Кассир права - эти впали в ее немилость из-за надрывов, другие из-за пятнышек, похожих на масляные (их высветил детектор, невооруженным глазом они были не видны).

Оказавшись на улице, я негодовала: все деньги до последнего цента получила в том же банке и не то что грязными руками не трогала - вообще из тайника не доставала! Чувства мои были схожи с теми, что испытывает женщина, обманутая коварным ловеласом... Отомстить неверному я решила проверенным женским способом: взяла да и отдала всю пачку, в том числе и забракованные банкноты, в первый попавшийся по дороге банк. Другой. Девушка в кассе пропустила деньги через два аппарата, после чего мило улыбнулась: все в порядке.

Кажется, можно бы и успокоиться. Но теперь во мне заговорила журналистская натура: деньги по сути своей должны находиться в обороте, а значит, подвергаться и механическому, и химическому воздействию, поэтому требовать от них стерильности по меньшей мере глупо, а скорее, неправомерно!

КОММЕНТАРИИ

Главный инспектор отдела валютных и неторговых операций отделения «Банк Татарстан» Сбербанка России Сайма Абдельманова:

- Раньше денежные купюры в нашей стране делились на платежеспособные и неплатежеспособные, поэтому подобная история рассматривалась как прямое нарушение закона. Все изменилось 18 июня 2004 года с введением закона «О валютном регулировании и валютном контроле», согласно которому купюры стали делиться на поврежденные и неповрежденные. Это значит, каждый банк теперь вправе устанавливать правила покупки валюты у населения. Очевидно, что в данном законе не проработаны некоторые моменты - об этом свидетельствуют частые обращения граждан, попавших в подобную ситуацию: в одном банке не приняли, в другом пропустили. Кому-то предлагают обмен на другие купюры (на банковском языке это называется инкассо), но за дополнительную комиссию. Ее размер опять же каждый банк определяет по своему усмотрению. Вот и идут к нам с надеждой - «ведь вы государственные…» На самом деле сегодня государственных банков практически нет. Но мы входим в положение клиентов и принимаем всю валюту, кроме фальшивой, разумеется.

Председатель совета общественной организации РТ «Защита прав потребителей» Олег Усачев:

- По закону о банковской деятельности (положение ЦБ №199), любой банк вне зависимости от форм собственности обязан принимать от населения поврежденные денежные средства, даже если от банкноты осталась лишь половина («не менее 50 процентов целостности»). Но правило это касается только рублей, поскольку они являются государственной платежной единицей. Деньги иных государств к таковой не относятся. Из чего следует, что в данной истории права потребителя не были нарушены.

news_right_column_240_400