Путин открыл казанское метро

День 27 августа второй раз вошел в историю казанского метро. Ровно восемь лет назад торжественно открылось его строительство. И вот - первые пять станций городской подземки готовы к эксплуатации. В 13 часов первая станция «Кремлевская» встретила самого первого кремлевского гостя - главу российского государства Владимира Путина.

news_top_970_100

В поездке пассажира №1 сопровождают первые лица Татарстана - Президент республики Минтимер Шаймиев, мэр Казани Камиль Исхаков. Вместе с ними и гости юбилея - руководитель Казахстана Нурсултан Назарбаев, полпред Президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко, другие официальные лица. Среди встречавших - генеральный директор МУП «Казанский метрополитен» Асфан Галявов.

Все вместе подходят к кассам станции, где Владимиру Путину вручают смарт-карту №1 для проезда. Владимир Владимирович с любопытством осмотрел проездной документ с красивым видом Казани, и вот торжественный момент - проход через турникет. Все. Движение в казанском метро открыто!

Поезд уносит официальную делегацию дальше, на станцию «Аметьево». Здесь Владимир Путин встретился со строителями, работниками казанского метро. Лично пожав руку начальнику станции Гульсине Сибагатуллиной, он поблагодарил всех за короткие сроки строительства. При этом отметил, что в казанской подземке многие новшества применены впервые не только в России, но и в мире.

Поездка короткая, но важная. Небольшой перерыв - и в 14 часов 30 минут первые казанцы тоже поехали в свое первое путешествие под землей. Счастливого пути!

Казанское метро родилось буквально на глазах, удивляя специалистов темпами строительства, неожиданными решениями и новшествами - самыми передовыми. А как все начиналось?

- 27 августа 1997 года, - вспоминает глава администрации Казани Камиль Исхаков, - этот день я запомнил на всю жизнь. В центре города, на Кольце, на месте будущей станции метро, мы закладывали капсулу с обращением к потомкам. Какие испытывал чувства тогда? Уверенность, что победим! Но конечно, как в то время мы могли рассуждать о сроках - ведь ничего еще не было. Это сейчас, признаюсь, я на небесах от счастья!

Заметим, что древний город на Волге всегда отличался быстротой освоения передовых форм транспорта. В XVIII веке Казань - третий по населению торговый и промышленный город России - не могла позволить себе провинциальной патриархальности. Уже в 1875 году у нас начала работать конно-железная дорога. В 1893-м открылось движение на Казанской железной дороге. В 1899 году по казанским улицам начал бегать электрический трамвай...

А вот метро в столице Татарстана было предусмотрено Генеральным планом развития Казани, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР еще в 1980 году! Эту схему развития городского пассажирского транспорта в том же году утвердили исполком Казанского Совета народных депутатов и Совет Министров Татарской АССР.

Но лишь спустя шесть лет, в 1986 году, идея подземного транспорта начала воплощаться в реальность - специалисты получили возможность подготовить технико-экономическое обоснование проекта. В соответствии с ним схема метрополитена состоит из трех линий общей протяженностью более 43 километров, охватывающих всю центральную часть города. Направления линий - наиболее интенсивные пассажиропотоки.

Дальнейшим работам помешала памятная всем экономическая нестабильность, проект «завис» на десять лет.

И вот в 1996 году первый Президент России Борис Ельцин дал казанскому метро добро.

27 августа 1997 года - торжественное открытие строительства метрополитена.

Государственным заказчиком на строительство метро была определена администрация Казани. И естественно, что с первых дней реального воплощения грандиозного проекта в жизнь тысячелетнего города руководство стройкой взял на себя мэр Казани Камиль Исхаков.

Для проведения строительно-проходческих работ в созданное предприятие МУП «Казметрострой» пригласили опытных тоннельщиков-метростроевцев. Руководить этим коллективом поручили Марату Рахимову, который прибыл прямо с БАМа. В его большом послужном списке и сооружение знаменитого Северомуйского тоннеля.

2000 год - принято решение о выделении первого пускового участка подземки, в который вошли пять станций: «Горки», «Аметьево», «Суконная слобода», «Площадь Тукая» и «Кремлевская».

Этот первый отрезок большого пути казанского метро позволяет организовать доставку пассажиров из ряда жилых массивов, из «спальных» районов в центр города. 22 мая началась проходка первого тоннеля на перегоне между станциями «Суконная слобода» и «Площадь Тукая». Проходка тоннелей - самый сложный и трудоемкий процесс в деле строительства метро.

- Конечно, нам было бы легче, - оценивает эту тяжелую работу мэр Камиль Исхаков, - будь в Казани другие грунты. Проходческим машинам пришлось буквально вгрызаться в эти сложные породы. Тогда мы усилили оборудование у этой техники, привлекли и дополнительную. Результат - все запланированные тоннели сданы в срок.

Кстати, над головами пассажиров - от потолка станции до поверхности - 10 - 20 метров: наше метро неглубокое. Это позволило сэкономить средства и уменьшить сроки строительства. В одном месте метропуть и вовсе выходит на поверхность. Это жемчужина казанского метро: станция «Аметьево» - легкий стеклянный коридор перекинут над старым аметьевским оврагом, который сейчас не узнать. Некоторые говорят, что похоже на станцию «Воробьевы горы» в Москве.

- Нет, наша «Аметьево» другая, - отвечает им Камиль Шамильевич. - В Казани мы впервые в России объединили железнодорожную станцию со станцией метро. Прибыл на электричке из сада, здесь же на платформе пересел в метро и уехал домой. Удобно, согласитесь?

Да, в казанском метро вообще много передовых новшеств применено впервые не только в России. Некоторые перекрывают планки европейских и мировых стандартов этого вида транспорта.

Например, жетоны и смарт-карты для проезда. В жетоне - чип, который программирует его использование только в течение дня покупки и защищает от подделки. Смарт-карта позволяет ездить уже в течение трех месяцев. Стоимость поездки такая же, как на всем муниципальном транспорте - семь рублей. Все льготы на проезд, предусмотренные законодательством, действуют и в этом новом виде общественного транспорта. В том числе и единый социальный проездной.

Предусмотрены и все необходимые меры безопасности - их больше десятка. Скажем об одной - система движения запрограммирована так, чтобы максимально исключить фактор человеческой ошибки. Машинист не может увеличить или уменьшить скорость - система не даст этого сделать. Более того, она может сама, без участия метроводителя, вести поезд, делать остановки на станциях, открывать и закрывать двери. Фантастика какая-то...

 

 

Владимир ДЫННИК


Метро открылось навсегда

Приехала к сестре в гости, она зовет прокатиться в метро. Пошли, говорит, а то после 30 августа закроют. Правда ли это?

Нина Пухова

Вот что ответил нашему корреспонденту главный инженер МУП «Казанский метрополитен» Эльмир Закиров:

- Нет, режим движения определен, закрываться мы не будем. Время работы - с 6 до 23 часов. Интервал между поездами - 17 минут.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100