Окончание. Начало в ?55, 57, 58.
Мне кажется, такое общество, такое объединение творческих сил необходимо Татарстану. Это общество не будет оппозицией правительству и Президенту. Оно будет совещательным органом и помощником в национальных вопросах. И это общество должно иметь силу воздействия на вышестоящие органы управления. Это вроде совета старейшин на Кавказе и в Средней Азии. Но туда должны быть включены не только аксакалы без бород. Основной силой в нем должна стать молодежь. Почему бы не организовать дни татарского искусства и литературы в диаспорах, где компактно проживает татарский народ? Почему бы в Казани не провести выставки татарских художников, проживающих далеко от Татарстана? Почему бы не организовать научные, творческие экспедиции по татарским диаспорам для изучения условий жизни и фольклора, для выявления талантов, почему не поднять вопрос об обучении талантливых детей из периферии? Периферией можно считать и Польшу, и Финляндию, и Венгрию, и Румынию, и Турцию, и Болгарию, и Прибалтику, и Крым, и Сибирь, и Среднюю Азию, и Китай, где проживает множество татарского населения. Быть может, там пока еще мало Альбертов, Рафаэлей, Альфредов?
Кстати, о так называемых обрусевших татарах (я бы назвал их русскоязычными татарами), значительная часть которых душой болеет за татарский народ. То, что они не владеют татарским языком, не их вина; они стремятся приблизиться к проблемам своего народа, изучают историю, пытаются выучить татарский язык. Но некоторые индивидуумы из кичливых татар своим грубым, бестактным отношением к ним отталкивают их от общего дела. Отталкиваемые остаются меж двух огней. Татары их называют русскими, для русских они все-таки остаются татарами. Ни для кого не секрет, что русскоязычные татары составляют отдельную значительную прослойку татарского общества. Они образованны, интеллигентны - не считаться с ними, по крайней мере, неумно. Отталкивая русскоязычных татар, стремящихся приблизиться к истокам своей нации, мы приобретаем лишнего недруга.
Парадокс, но страдающие от шовинизма татары порой сами становятся на позиции шовинистов в отношении некоторых слоев татарского общества. Нередко можно услышать из уст чванливых казанских татар такую фразу:
- Кряшены - предатели татарского народа!
Если кряшены - предатели татарского народа, то как они - кряшены - сохранили татарский язык в его первозданном виде, без примеси арабско-персидских слов? Если кряшены - предатели ислама, то они сначала должны были бы быть мусульманами. Насильно крещеных новокряшен почти нет. Настоящие татары-мусульмане ни за что не согласились креститься и, бросив свое богатство, уходили в горы, в степь, в леса, далеко от Казани. Насильно крещеные татары вскоре вернулись в ислам, их порой называют возвращенцами. Те, кто из-за привилегий согласились принять христианство, вскоре обрусели, забыв татарский язык и обычаи. Те татары, кто с легкостью принимал христианство, как правило, были из угро-финских и других народов Поволжья, недавно принявших мусульманство. Им не так болезненно было менять религию. Предки сегодняшних татар-кряшен никогда не были в исламе. Будучи язычниками, они приняли христианство, минуя ислам, и никогда не предавали ислам. Они остались при своей религии, ревностно сохраняя родной татарский язык. Поэтому уговаривать или заставлять сегодняшних кряшен принять ислам - дело бесперспективное, я бы даже сказал, вредоносное для всего татарского народа. Какой веры держится народ, решает он сам. Вмешиваться в его религиозные дела, мягко говоря, было бы бестактностью со стороны татар-мусульман.
Порой из уст крайних татарских националов можно услышать и такую фразу:
- Мишаре предали. Это они помогали московским войскам разрушить город Казань!
Во-первых, в составе войск бывшего хана Шах-Гали, штурмовавшего казанскую крепость, были не только мишари, там были и казанские татары-перебежчики, и татары-казаки из других татарских ханств, убежавшие на службу к русскому царю. Обвинение целой этнической группы татар-мишарей в предательстве ничем не оправдано.
Не так давно можно было услышать и такое суждение:
- Крымские татары - предатели, гони их, бей их!
Киев был сдан фашистам без единого выстрела. Сколько было полицаев украинского, русского, белорусского происхождения. Бандеровцы вообще сражались против Красной Армии. Но почему-то эти народы мы не называем предателями и не изгоняем их с исторической родины. Массового предательства среди крымских татар не было, это гнусная ложь органов НКВД и нечистоплотной советской пропаганды. Крымские татары ожесточенно сопротивлялись фашизму. Вспомним хотя бы крымского татарина, легендарного летчика Ахмедхана Султана.
Вот такие явления, разногласия под корень косят единство татарской нации.
На страницах периодической печати уже годами идет изнурительная тяжба ученых, журналистов, недостойная людей высокого звания. Речь в таких публикациях идет не столько о насущных проблемах нашей республики, сколько о мелких дрязгах между коллегами. Необоснованные обвинения некоторых деятелей искусства, порой переходящие границы журналистской этики, разнузданно-зарвавшихся авторов ставят под удар демократические завоевания. Эти "отравленные стрелы", пущенные в отдельных личностей, рикошетом попадают в высокое руководство, в том числе и в Президента Татарстана. Ведь скоро начнется предвыборная кампания. И таким элементам, видимо, выгодны обстановка недоверия и недоброжелательности в республике. Не пахнет ли от таких публикаций паранойей Герострата?
Паранойя неудачника, стремящегося к пьедесталу популярности путем очернения выше себя стоящих личностей, это и есть комплекс Герострата, подпалившего священный храм, для того чтобы обратить внимание к собственной особе. Симптомы комплекса Герострата часто появляются в статьях злопыхателей в адрес наших знаменитостей.
Я хочу закончить свою публикацию высказыванием выдающегося татарского скульптора Баки ага Урманче:
- Господа татары! Если вы хотите стать представителями единой нации, то перестаньте писать друг на друга кляузы, перестаньте подзуживать мишарей, кряшен, башкир и чувашей друг против друга! Это будоражит не только татар, но и всю Россию!
ОТ РЕДАКЦИИ
Уважаемые читатели! В новой рубрике "XXI век и мы" вы познакомились с размышлениями известного татарского писателя Рабита Батуллы о судьбе татарского народа в текущем столетии. 26 марта Рабиту Батулле исполняется 65 лет. Накануне своего юбилея писатель решил поделиться самым наболевшим за более чем сорок пять лет своей творческой деятельности.
Вас тоже беспокоит будущее? Каким оно вам видится? Пишите нам. Рубрика "XXI век и мы" приглашает вас к диалогу о глобальных проблемах нашего века: какими будут Республика Татарстан и ее столица через сто лет, каким будет человек XXI века и т.д.?