Работа артиста балета - это «каторга в цветах»

Обладателем Гран-при V международного конкурса Юрия Григоровича «Молодой балет мира» стал солист театра оперы и балета им. М.Джалиля Олег Ивенко. Конкурс проходил в Сочи, а его участниками стали 70 танцовщиков из 12 стран мира.

news_top_970_100

Медаль из рук Григоровича

- Признаюсь, я мечтал о том, чтобы победить на конкурсе, - делится впечатлениями 22-летний артист. - И вот благодаря моей партнерше - приме Кристине Андреевой, мечта осуществилась. Должен сказать, это незабываемое чувство: получить заветную медаль из рук великого человека - мэтра Юрия Григоровича! - Наверное, непросто переиграть 70 танцовщиков?- Не все было гладко. Конкурс состоял из трех туров. Перед вторым у меня репетиция, и я осознаю, что ничего не получается. Представляете?.. Просто ничего! Психую, не понимаю, что происходит. Потом решаю: надо просто остановиться, расслабиться и отдохнуть - тело устало. Да и психологическое напряжение сказывалось. Утром мы репетировали с Кристиной, и я успокоился, потому что начало получаться. И на туре уже все было хорошо.- Еще одно большое событие в вашей жизни - участие в знаковом спектакле «Золотая Орда»... - Спектакль действительно уникальный, со сложной хореографией, прекрасными декорациями, дорогими костюмами. Становление спектакля - сложный процесс. На уровне идеи балет возник три года назад. Потом работа над ним велась полтора года, продолжается и сейчас. Не скажу, что роль далась мне легко. К примеру, в балете особенно трудно изобразить смерть героя - это огромная эмоциональная работа. И когда ты «умираешь» на сцене и зритель тебе аплодирует, значит, все сделал правильно. Зритель тебе поверил. - Спектакль транслировался в прямом эфире на телеканале Mezzo - его посмотрели миллионы зрителей по всему миру. То есть наша балетная школа по-прежнему впереди планеты всей?

- Да, на мой взгляд, в классическом балете планку мы держим. Поколение сейчас совсем другое, но танцуем мы, ничуть не снижая того запредельного уровня, который был раньше. За рубежом тоже есть звезды - те, у кого хороши и внешние данные, и эмоции, и подача. Но в российском балете есть один большой плюс по сравнению с западной традицией - это импровизация на сцене. То есть ты можешь иногда выходить за рамки традиционной хореографии, добавить что-нибудь от себя. Новизна - это всегда интересно. - С классикой понятно, а как в России с модерном?- Честно говоря, на Западе уже отпускают шутки на эту тему. Говорят, что наши представления о модерне устарели лет эдак на пятнадцать. Ну а мы в свою очередь очень гордимся нашей классической школой. Но вообще, российскому балету экспериментов не хватает, нужно эту ситуацию постепенно менять. - А вам что ближе - классика или модерн?- У нас в театре модерна, увы, пока нет. Но, безусловно, артисту для развития творческого потенциала нужно танцевать и то и другое.

Вырваться в Россию было достижением

- Олег, как вы пришли в балет?- В детстве я был очень активным, ни минуты не мог усидеть на месте. И тогда мама решила отдать меня в кружок танцев. Там сказали, что у меня есть чувство ритма, и посоветовали отвести в хореографическую школу в Харькове. Я рад, что так получилось, хотя учеба давалась нелегко. Были моменты отчаяния: работаю-работаю, а результата нет. Самое главное в такие моменты - не расслабляться, не опускать руки. - А как оказались в Казани? - В 2010 году здесь проходил фестиваль хореографических училищ. Я в то время учился в Минске и приехал на этот фестиваль, где меня заметил художественный руководитель оперного театра Владимир Яковлев. Он предложил поработать в казанском театре. Вообще, на тот момент у меня уже было несколько предложений из разных театров, в том числе и зарубежных, но вырваться в Россию было большим достижением. - Опишите свой рабочий день. Действительно ли работа артиста балета - это «каторга в цветах», как говорила Фаина Раневская?- Подъем в девять, если близко живешь. В десять в театре урок - это разминка, чтобы тело «проснулось». В одиннадцать - репетиция. До двух дня подряд идут репетиции в залах. В час дня, если есть время, идешь обедать - на это отводится 15 - 20 минут. Иногда есть небольшой перерыв на час-полтора, и потом снова работа до девяти вечера. Приезжаешь домой в десять. Вот и считайте, сколько времени остается на отдых и личное время. - Как используете немногие свободные часы вне театра?- Стараюсь максимально разнообразить свой отдых: могу почитать, сходить на выставку, обновить гардероб. Я не люблю сидеть на месте, не понимаю, как можно, к примеру, загорать несколько часов подряд. Люблю, когда у меня по минутам расписан весь день, я тогда чувствую ритм жизни.- Диета артиста балета столь же строга, как и его график?- У кого как. Я, например, ни в чем себя не ограничиваю. Могу за день три шоколадки съесть, чтобы настроение поднять. Но тем, кто склонен к полноте, приходится и поголодать, конечно. - До какого возраста собираетесь танцевать?- У каждого свой лимит. В среднем артист балета танцует лет до сорока, но случаются и исключения.

- Есть ли у вас мечта, которая еще не осуществилась?
- Да, их несколько. Гран-при на конкурсе в Сочи, к примеру, - одна из них. Есть и самая главная мечта, но раскрывать ее пока не буду - всему свое время.

Понемногу обо всем

- Кого бы вы могли назвать учителем?- Жизнь. (Улыбается.) Среди моих наставников не хотелось бы выделять кого-то одного, все они для меня важны, и у каждого я чему-то научился.- В приметы верите?- Да, но не могу о них рассказывать. Есть приметы, которые все знают, а есть очень личные. И если о них расскажешь, они уже не твои. - Вы автолюбитель? - Да, и права есть, осталось только машину купить. Обожаю кроссоверы, а вот седаны - не мое. - Принцип, которым руководствуетесь в жизни?- Всегда верить в то, что добьешься своей цели любой ценой, и доверять своей интуиции. - Самое большое заблуждение о балете?- То, что это исключительно женская профессия.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100