Работа хирурга в режиме онлайн

Высококлассные специалисты-медики сегодня на вес золота, работают они обычно в крупных медицинских центрах.

news_top_970_100
Еще несколько лет назад в районной больнице какого-нибудь отдаленного уголка Татарстана пациента, которому была необходима сложная операция или консультация, нужно было отправлять в Казань. Теперь есть другой выход.В Татарстане эту острую проблему, а часто просто вопрос жизни и смерти, решили в том числе и с помощью видеоконсультаций на базе отделения экстренной и планово-консультативной помощи. Главный специалист по клинической диагностике Республиканской клинической больницы Марат Мазитов рассказал «Казанским ведомостям», как спасают больных специалисты РКБ, находясь от них в нескольких сотнях километров.

- Марат Рафаэлевич, почему возникла необходимость в видеоконсультации?
- Решение об организации видеоконсультаций было продиктовано скоростью, доступностью и наглядной визуализацией пациента, которые дает этот метод. Не всегда была возможность экстренно выехать узкому специалисту, такому как нейрохирург, буквально в течение часа, в отдаленные районы республики. Дорога как минимум займет два-три часа, а решение необходимо принимать сейчас. Консультации можно проводить и по телефону, но когда врач видит самого пациента, он может оценить его положение, статус и принять решение, оставлять его в районном стационаре или везти пациента в такую высокотехнологическую больницу, как РКБ.

- В отделении проходят не только видеоконсультации, но и проводятся операции в режиме онлайн. То есть группа врачей визуально наблюдают за ходом оперативного вмешательства и при необходимости консультируют коллегу. Так?
- Совершенно верно. В последние два года мы начали многогранно использовать возможности телемедицины. Это, как уже говорилось, видеоконсультации, помощь при проведении операций с использованием роботизированных методик дистанционного консультирования и проведение мастер-классов. - Сложно представить, как можно, наблюдая за операцией на расстоянии, еще и консультировать хирурга. - Специальная роботизированная техника, всевозможные камеры позволяют в мельчайших деталях видеть, что происходит на операционном столе, причем с разных ракурсов. С помощью данных систем мы можем показывать операцию многим участникам и достигать эффекта присутствия. Хирургу, делающему операцию, зачастую неудобно, когда за спиной кто-то стоит: получается психологический дискомфорт. Наблюдатели могут помешать, не вовремя задать вопрос, отвлечь в самый неподходящий момент. Робот показывает фронтальной, вертикальной камерами, что происходит на операционном столе, и аудитория может задавать вопросы, не мешая специалисту. То есть идет живой диалог хирурга и зала. Никто никому не мешает, врач может указать на какие-то детали, которые наиболее интересны аудитории. К тому же мы используем такую видеосвязь, при которой обмен данными проходит через защищенный правительственный канал связи. К нему подключены все учреждения здравоохранения, имеют доступ только те учреждения, которые зарегистрированы, и те медицинские сотрудники, которые имеют право на доступ. Кража данных о пациенте исключена. - Каков принцип работы телевизионного медицинского центра?- Самый банальный пример - ДТП, которое произошло в отдаленном уголке нашей республики. При аварии, как правило, страдает головной мозг, ломаются кости рук. Состояние подобных пострадавших в первую очередь должен оценить нейрохирург. Но зачастую в центральных районных больницах есть травматологи и нет нейрохирургов. Для того чтобы грамотно и правильно оценить ситуацию, специалист РКБ подключается по видеосвязи с больницей и консультирует врачей ЦРБ. Нет необходимости транспортировать больного, выезжать к нему врачу, терять на это время. Высокоспециализированная помощь РКБ, где сосредоточены специалисты по сосудистой хирургии, нейрохирургии и прочие, максимально приближена к больным. Благодаря современным технологиям они могут консультировать, не покидая своего рабочего места. Причем подобные сеансы видеосвязи могут проходить в день по нескольку раз из самых разных районов республики.
Совет специалиста помогает лечащему врачу из провинции принять правильное решение. Есть еще и психологическая сторона вопроса. Ответственность за лечение больного разделяется, отчего районный врач чувствует себя гораздо увереннее. Он знает, что всегда при необходимости получит квалифицированную помощь. - Можете привести реальный пример?- Молодая пациентка в одном из районов республики попадает в больницу с обморожением стоп. Имелись показания для проведения ампутации. Врач принимает решение проконсультироваться с Республиканским центром термической травмы. Заведующий отделением этого центра с помощью камер осмотрел пациентку, показатели ее давления, пульса, и было решено ампутацию не проводить. Назначенное лечение оказалось эффективным, после выписки пациентка на своих ногах ушла домой.- Каков охват видеоконсультациями медучреждений республики?- Ситуационный центр имеет видеосвязь со всеми центральными районными больницами Татарстана. Во время крупных чрезвычайных ситуаций, ДТП здесь организуется штаб, который управляет Республиканским центром медицины катастроф и Станцией скорой медицинской помощи. Диспетчеры в круглосуточном режиме оказывают медицинскую помощь, перенаправляют машины по приоритетным вызовам. Что важно в работе центра - это наличие системного центрального архива медицинских изображений, куда скидываются абсолютно все снимки с цифровых аппаратов из всех лечебных учреждений республики. Все видеоконсультации записываются, то есть ни один специалист не сможет отказаться потом от своих слов. Это накладывает двойную ответственность на врачей. К тому же, если случится ЧП, какая-то судебная история, видеоматериалы можно представить следствию. И еще несомненный плюс - главврачи ЦРБ всегда знают, что сейчас проблемы с консультациями узких специалистов высокой квалификации нет. Их можно получить в нашем центре, причем круглосуточно.- Сколько обращений в сутки поступает в центр?- У нас есть три потока: телефонная консультация, видеоконсультация и выезды по линии санитарной авиации на вертолете или автомобиле. В день телефонных консультаций бывает где-то 10 - 15, видеоконсультаций - три-четыре, один или два выезда.- Видеоконсультации возможны и с ведущими зарубежными клиниками?- Да, когда мы лишний раз хотим удостовериться в правильности своего решения и необходимо получение второго мнения по тяжелым пациентам. Консультации проходят с немецкими, американскими клиниками. К слову, еще ни разу не было случая, когда бы нам сказали, что ошибаемся.

news_right_column_240_400