«Раньше была альтернатива – удалить глаз»: Татарстан стал лидером в ПФО по офтальмологической помощи

Татарстанские офтальмологи рассказали об эволюции в лечении глазных заболеваний.

news_top_970_100

«Раньше была альтернатива – только удалить глаз и никаких других предложений мы, к сожалению, не могли выдвинуть. Сейчас мы можем предложить таким пациентам использовать методику транссклеральной циклофотокоагуляции в непрерывно- волновом режиме», – рассказывала о эволюции в лечении глаукомы в Татарстане заместитель главного врача Республиканской клинической офтальмологической больницы Елена Жиденко.

Ежедневно врачи офтальмологической больницы принимают, оперируют и выписывают порядка 130—150 пациентов. Но потребность в оказании помощи все еще высока – в Татарстане офтальмологические заболевания имеют порядка 400 тыс. человек. Самая частная причина инвалидности – глаукома. Уступают ей возрастная макулярная дегенерация и атрофия зрительного нерва. Подрастающее население Республики страдает диабетической ретинопатией, глаукомой и патологической близорукость.

Как распознать опасные заболевания глаз на начальном этапе – в материале «КВ».

«Это и дети, и взрослые»

В Татарстане офтальмологические заболевания имеют 397 тыс. человек. Как сообщила сегодня заместитель главного врача Республиканской клинической офтальмологической больницы Елена Жиденко, за 2022 год заболевания глаз были выявлены у 97 тыс. жителей Республики. Почти в половине случаев (47 тыс. случаев) отклонения нашли у детей. Всего же инвалидами по зрению в прошлом году признали 378 человек.

«Это и дети, и взрослые. Одной из самых частных причин выхода на инвалидность является глаукома, это возрастная макулярная дегенерация, это атрофия зрительного нерва. У детей – диабетической ретинопатия, глаукома и патологическая близорукость», – рассказала Жиденко.

  За 2022 год заболевания глаз выявили у 97 тыс. жителей

Республики Татарстан. 

Фото: © Султан Исхаков

Значимую роль в выявлении глазных заболеваний в 2022 году внесла диспансеризация населения. Она помогла обнаружить на ранних стадиях опасные отклонения у 736 жителей Татарстана. Большинство обратившихся заявили, что не ощущали никаких изменений. Тем не менее осмотр выявил 132 случая глаукомы, 140 случаев катаракты, в 70 случаях врачи нашли нарушение рефракции. Эти люди были взяты на офтальмологический учет.

«Будет возможность у офтальмологов сохранять то зрение, которое было выявлено на момент диагностики, и сохранять те функции, которые есть», – отметила Жиденко.

«Пандемия» близорукости 

Миопию или близорукость в минувшем году выявили у 70 тыс. татарстанских детей.

«В 2022 году к нам обратилось на детский прием около 140 тыс. детей, из них половине – 70 тыс. был поставлен диагноз миопия. Мы говорим о вале, даже о пандемии миопии потому что, по данным ВОЗ, к 2050 году каждый второй житель земли будет миопом», – сказала детский врач-офтальмолог Республиканской офтальмологической больницы Ленара Ханифатуллина.

Опасность данного заболевания в высокой вероятности отслойки сетчатки, возникновении глаукомы или катаракты, из-за которых можно полностью ослепнуть.

«При миопии глаз становится длиннее, у детей сетчатка не растет, а только растягивается, что может привести к дегенеративным изменениям на сетчатке. Если это будет, то есть риск разрыва, отслойки сетчатки, соответственно, это ведет к потере зрения», – отметила спикер.

 Высокая миопия грозит отслоением сетчатки, что может привести

к потере зрения и инвалидности. 

Фото: © Ильсия Завилейская

По словам Ханифатуллиной, миопия сильно «помолодела». Сейчас такой диагноз ставят как дошколятам, так и детям младшего школьного возраста.

«Дети 8-10 лет приходит с миопией минус 5, минус 8 и даже больше цифры бывают. Миопия начинает развиваться не в детском возрасте, а в детском саду», – заверила она.

Врач напомнила, что глаза могут уставать, если смотреть на изображение, содержащее мелкие детали или текст. При этом долгое нахождение перед небольшим экраном грозит близорукостью детям.

«Конечно, тогда лучше использовать какие-то большие экраны. Пусть это будет не телефон мелко и близко, или где-то под одеялом в темноте, хотя бы включать на большом экране ролики, мультики, фильмы игры. Чем больше экран, тем лучше», – сказала она, отметив, что максимальное время просмотра роликов на экране ноутбука или телевизора не должно превышать 15 минут.

 Глаза школьника могут уставать, если смотреть на изображение, содержащее мелкие детали или текст. При этом долгое нахождение перед небольшим экраном грозит близорукостью.

Фото: © Владимир Васильев

Специалист отметила, что детям с уже имеющейся патологией глаз телевизор лучше смотреть в очках или линзах.

«Лучше, чтобы это все было в коррекции – чтобы очки и линзы ребенок использовал, а не щурился, напрягал глаза, как это раньше модно было. Сейчас доказано обратное, что тренировки эти не нужны – излишнее напряжение мышцы наоборот спазмирует еще больше ее, и мы получаем рост близорукости», – пояснила врач.   

Рекомендуемое расстояние между ребенком и экраном ноутбука или компьютера, по ее словам, должно составлять не менее 50-60 см, наименьшее расстояние до экрана телевизора должно быть 2-3 метра. 

«Глазные» клиники для Закамской зоны 

Первое место занял Татарстан по итогам ранжирования офтальмологических служб Поволжья. Как сообщила Елена Жиденко, ранжирование клиник 14 регионов РФ проводили эксперты МНТК «Микрохирургия глаза» города Москва.

Эксперты принимали во внимание наличие глаукомного регистра, применение новейших технологий при лечении катаракты, смотрели на обеспеченность кадрами и их квалификацию, общее оснащение офтальмологических кабинетов по Татарстану, в том числе в поликлиниках и ЦРБ.

«По всем показателям мы заняли достойное, я считаю, что заслуженное место», – отметила она.

Сейчас в Татарстане рассматривают возможность создания аналогичных казанскому офтальмологических центров в Закамской зоне. Как заявил заместитель главного врача по клинико-экспертной работе Республиканской клинической офтальмологической больницы им. Адамюка Ильгиз Исмагилов, с их появлением вырастет доступность медицинской помощи для местного населения.

«Мы сейчас прорабатываем такой момент, и министр [здравоохранения] нас поддерживает, мы хотим создать такие же центры, как у нас в Казани в крупных городах – Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск. Потому что доступность появляется. Взять к примеру, Альметьевск. Там в 30 км и Азнакаево, и Бугульма, и Бавлы, Лениногорск – все рядом. Доступность лучше и там будет современная аппаратура», – заверил Исмагилов.

 

news_right_column_240_400
news_bot_970_100