Не прекращает он связь с родным предприятием и сегодня: старается быть в курсе всех дел, нередко встречается с молодыми работниками. Им Карим абый рассказывает о том, как он жил до войны, как попал на фронт, где воевал. А также о том, как трудились моторостроители в послевоенные годы.
Когда грянула война, ему было всего 15 лет. До 17 трудился вместе с родителями в поле: из его родной деревни Куянково, что в Марийской АССР, ушли на фронт все мужчины. А в октябре 1943-го пришел и его черед.
- Мы мечтали громить фашистов, которые к тому времени уже получили по зубам под Сталинградом и на Курской дуге, - вспоминает Хисматов. – Но вышло по-другому: на станции Раздольной нас посадили в товарняк и увезли... на Дальний Восток.
Службу начал на советско-китайской границе. Сперва был рядовым. А после школы стал сержантом, командиром отделения разведки 42-го мотострелкового полка. Обстановка на границе была сложной, японцы к тому времени захватили многие страны, а их Квантунская армия стояла в Маньчжурии. Боевые действия по освобождению северо-восточных территорий Китая от японских захватчиков начались в начале августа 1945 года. Перед началом наступления на границе были собраны разведчики, из которых создали несколько групп, одну из них возглавил сержант Хисматов. Они должны были проникнуть в тыл вражеских войск и произвести разведку.
Вначале все шло как по маслу. На территорию врага им удалось проникнуть незаметно. Но когда, собрав необходимые данные, стали возвращаться, группу заметили японцы и открыли по ней ураганный огонь. К счастью, все обошлось. Разведданные, собранные на этом участке, позволили командованию лучше подготовиться к Маньчжурской операции, которая началась 8 августа силами двух советских фронтов. А завершилась 2 сентября 1945 года разгромом Квантунской армии, капитуляцией Японии и окончанием Второй мировой войны.
- Когда наша армия пошла в наступление, вся долина заполнилась военной техникой: танки, самоходные артиллерийские орудия, пехота – все двинулось вперед. Вскоре начались бои. Я тогда впервые увидел в действии горную реактивную установку «Катюша». Мне даже самому удалось выстрелить из нее. Это было несложно: к каждому снаряду подведена специальная трубочка, вставляешь обычный патрон, вылетает искра и ба-бах! Японские войска после нескольких точных залпов не выдержали и стали отступать, - вспоминает ветеран.
После окончания войны многие его однополчане были демобилизованы. А ему предстояло еще 5 лет прослужить в северокорейском городе Пхеньяне. Домой командир взвода Хисматов вернулся в начале пятидесятых. А поскольку в родной деревне дела подходящего для фронтовика не нашлось, приехал в Казань на моторостроительный завод, который и стал его судьбой. Здесь он нашел и свое счастье. Вместе с любимой женой Суфией Зиннатовной они прожили 52 счастливых года, воспитав прекрасных детей и внуков.
- Мы – ветераны войны, мечтаем лишь об одном: чтобы они никогда не испытали того, что выпало на долю нашего поколения, - говорит Карим Хисматович.