Термин «самозапугивание» вошел в российскую юридическую практику сто лет назад: это выражение употребил замечательный русский юрист Ф.Кони на процессе об общинном преступлении. В начале ХХ века в отдаленное село прибыл цыганский табор. Его вожак, ром Баро, пришел к старосте с поклоном и подарками и попросил разрешения заночевать на берегу реки. Староста созвал сход, который разрешил табору ночевать на другом берегу, не переходя реки. Ром Баро выставил сходу ведро водки и отбыл. Табор раскинул шатры за рекой, как и было договорено, а на заре снялся с места и покочевал дальше.
И тут вдруг выяснилось, что пропал племенной жеребец. Кинулись искать - нету нигде. Кто-то сказал, что его увели цыгане. И мужики, похватав колья, бросились в погоню. Догнали табор и забили кольями насмерть всех мужчин. Всех, включая парнишек.
А жеребец вечером пришел в село. Оказалось, что пьяный пастух забыл спутать ему ноги...
У жителей села сработал рефлекс самозапугивания. Темных крестьян из года в год усиленно запугивали цыганами церковь, пресса, власть имущие всех рангов. Это в конце концов и привело к трагедии. Не следует исключать и зависть, столь свойственную русскому крестьянину, тысячу лет попираемому любым начальством. Пышным цветом цвела зависть не только к вольным цыганам, которыми так восторгались Пушкин и Горький, - точно так же уродовала мужиков зависть к богатым, к преуспевающим, даже к соседям, воспитавшим троих сыновей в труде и теперь не знающим, что такое голодная старость. Эта зависть извечно живет в душах наших обывателей, это тот русский чернозем, на котором произрастает ненависть ко всем вообще, кто живет не так, как они.
Мое поколение, почти исчезнувшее ныне с лица земли, с упоением смотрело фильмы, непременным участником которых был житель Кавказа. Грузины и черкесы, кабардинцы и чеченцы, азербайджанцы и осетины - все джигиты Кавказа скакали по нашим экранам, поднимали звонкие тосты за дружбу и любовь, вступали в отчаянные схватки во имя справедливости. И мы восхищались ими так же, как Пушкин и Лермонтов. А потом вдруг возникли «лица кавказской национальности». Откуда они появились?
К сожалению, милиция обладает у нас усердием не по разуму. Вместо того чтобы поискать в своих рядах брешь - то ли от головотяпства, то ли пробитую сотней долларов, сквозь которую просочились боевики, захватившие школу в Беслане и устроившие взрывы у метро «Рижская», они начали форменную облаву на мирных чеченок с детьми, укрывшихся в Москве. К ним с живостью и не без удовольствия подключились, к моему величайшему удивлению, многие школьные учителя. Видимо, и в них сработал рефлекс самозапугивания. Печально, когда наших детей воспитывают лица с моралью примитивного обывателя, с самого нежного возраста закладывая в их души хамское неуважение к лицам другой национальности и сердечную черствость. Подальше бы таких дам от нашего будущего, а лихих милиционеров - от нашего настоящего.
Доверие можно восстановить лишь правдой, искренним дружелюбием и пониманием того, что непохожесть на тебя вовсе не есть дурное качество соседа.