справка
Главное управление Федеральной регистрационной службы по РТ, являясь территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляет несколько государственных функций, в том числе государственную регистрацию и контроль за деятельностью религиозных организаций, общественных объединений и политических партий на территории Республики Татарстан. В дополнение к вышеназванным полномочиям с 17 апреля этого года Управлению передана еще одна важная функция - регистрация иных некоммерческих организаций (за исключением государственных и муниципальных учреждений и потребительских кооперативов), а в республике насчитывается около 1500 таковых, что в сумме с общественными объединениями и религиозными организациями составляет более 5600 юридических лиц. Кроме того, Управление осуществляет функцию контроля за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и функцию контроля в сфере адвокатуры и нотариата, контроля и надзора в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния и конечно же государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Когда-то эта система, являясь новшеством в России, сделала Татарстан знаменитым. К нам приезжали за опытом, а гостям высокого ранга «одно окно» демонстрировали как эксклюзив и экзотику. Прошло время, и стало ясно, что и эта универсальная процедура требует корректив.
- Собирать в одном месте всех соискателей с миллионного города просто неразумно, - говорит заместитель руководителя Главного управления Федеральной регистрационной службы по РТ (далее - Управление) Венера Красавина. - Ежедневно в Едином регистрационном центре на Ершова, 29б принимается более тысячи человек: более трехсот на прием документов, 500 - на выдачу и 400 - на получение информации. Когда гражданин заходит в здание и видит там такую толпу, уже сам этот факт действует на него негативно. Необходимо развести потоки граждан и облегчить таким образом процедуру регистрации и соискателям, и нашему аппарату.
Как известно, с 2000 года самой объемной функцией Главного управления стала государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним. А ведь объекты недвижимости - это не только квартиры и земля, но и газо- и нефтепроводы, нефтяные скважины, электростанции, мосты и железные дороги и т.д. Представляете, какой поток заявок на регистрацию обрушился на Управление? Очереди (а они есть не только в Татарстане, но и по всей России) объясняются также требованиями вновь принимаемых законов, в частности установления предельного срока для проведения приватизации жилья до 1 января 2007 года, введения новых видов регистрационных действий и т.д. Потребность в государственной регистрации постоянно растет, но количество регистраторов, прочих специалистов и площадей не меняется. Представьте - сейчас у регистратора находится в работе от 450 до 1000 дел одновременно, тогда как должно находиться 20 - 25! И это при том, что работа продолжается с 8 утра до 10 вечера...
- Что касается кадров, в этом году планируется увеличение штатной численности Главного управления, - продолжает Венера Красавина. - Кроме того, для наиболее значимых видов регистрации (ипотека, жилищные сертификаты, аренда государственного и муниципального имущества) установлен ускоренный порядок регистрации, а в настоящее время решается вопрос о возможности проведения ускоренной (от 8 до 15 дней) регистрации всех - представляете - всех прав! Но и этих усилий недостаточно, чтобы покончить с очередями. Мы пытались вынести в свое время пункты по приему документов в районы Казани, но на это необходимы большие средства, а их у нас нет. В настоящее время в Казани, чтобы немного разгрузить прием в Едином регистрационном центре на Ершова, удалось создать лишь два дополнительных пункта по приему документов по объектам прав в Московском и Кировском районах (на Гагарина, 103) и по объектам, расположенным в Советском районе, на Ершова, 18.
Есть еще один момент, который отнюдь не способствует рассасыванию очередей: случаи приостановлений и отказов, что приводит к многократным посещениям соискателями регистрирующего органа. Причем их количество растет: если в 2004 году в Казани приостановлений было 1715, то в 2005 году - 24675! Причина тому - некачественная подготовка документов для регистрации либо отсутствие данных документов вообще. И проблема тут не в самой регистрации, а в отсутствии документов для ее проведения, соответствующих законодательству. Часть документов, которые приносят для регистрации соискатели, составляются в вольном стиле, и простор для совершения ошибок здесь чрезвычайно велик.
- Мы надеемся, что выходом из этой ситуации станет создание совета при нашем Управлении для координации деятельности с заинтересованными министерствами и ведомствами, - говорит Венера Красавина. - Решения совета позволят обеспечить более согласованный характер их действий. Значит, некачественно составленных документов станет меньше, и посетителям не придется оформлять их по нескольку раз.
Светлана ГОРДЕЕВА
кстати
С 2005 года по настоящее время в Главное управление Федеральной регистрационной службы по РТ обратилось 1 миллион 100 тысяч граждан. Было зарегистрировано свыше 370 тысяч прав и сделок с недвижимым имуществом и выдано 489 тысяч информаций из Единого реестра прав.
За справкой - в интернет
Теперь уже можно не ходить в офис Главного управления Федеральной регистрационной службы по Республике Татарстан, не тратить деньги на проезд и не портить себе настроение в очередях.
О готовности документов отныне можно узнать по интернету на официальном сайте Главного управления Федеральной регистрационной службы по РТ www.gufrs-rt.ru. Для этого надо ввести в графы, указанные в разделе «Готовность документов», номер расписки, которая выдается в регпалате при приеме документов. Через несколько секунд вам будет предоставлена информация из Единого государственного реестра о том, готовы ли ваши документы и когда лучше всего за ними подойти в случае их регистрации. Так как расписка обладает индивидуальным номером, можно не беспокоиться, что кто-то посторонний сможет узнать о вас конфиденциальную информацию.