В семье Гилинсон бережно хранится телеграмма от имени Владимира Путина: «Уважаемый Вульф Моисеевич! Большое спасибо за книгу, которую вы прислали на имя Президента РФ. Книга передана в библиотеку Президента РФ. Желаем вам и вашим близким доброго здоровья, счастья, благополучия!»
Вместе с супругой Вульфа Моисеевича листаем страницы книги с философским названием «Река жизни...» Раиса Семеновна рассказывает, что каждый раз, когда муж зачитывал ей свое очередное стихотворение, она удивлялась его таланту - ведь он закончил только 7 классов средней школы! И не потому, что не хотел учиться дальше. Планы перечеркнула война.
Всю войну - у токарного станка. Родился Вульф Моисеевич в белорусском городе Витебске 10 января 1927 года в многодетной семье служащего. В войну их эвакуировали в Казань. Поселили в нежилую, ветхую, вросшую в землю, неотапливаемую насыпушку. И начались трудовые будни подростка наравне с отцом и старшими сестрами.
В 15 лет он встал за токарный станок на авиазаводе №387. Как написал позже в своей автобиографии, «труд был неимоверно тяжелым, зачастую без выхода из цеха, работая за станком для фронта, для победы». У парня обнаружилась болезнь легких, и после войны его перевели в Авиаглавснаб, а потом на завод №230 в отдел снабжения. В 1955 году Вульф перешел работать на строившийся завод «Теплоконтроль», где почти за 20 лет поработал мастером участка, старшим инженером, начальником типографии, начальником снабжения.
Любовь всей жизни. «Пусть сердце замирает от восторга, когда касаюсь красоты, Границы предо мною исчезают, влечет лишь мания любви», - так описал это чувство Вульф Моисеевич в своем стихотворении «Любовь». На заводе он познакомился с молодой красавицей - своей будущей женой Раисой Семеновной, тогда просто Раечкой Козловой.
В Казани Рая оказалась волею случая. Молодой воспитатель детсада из Орехово-Зуево приехала в отпуск к родственникам в Казань, а те уговорили ее остаться. В день знакомства Вульф, работавший тогда начальником снабжения, пригласил Раю в кино. «Наша свадьба состоялась через 21 день после первого свидания», - вспоминает Раиса Семеновна. Позже в счастливой семье родились две дочки - Ирина и Мила.
Как создавался комбинат надомников. На «Теплоконтроле» Вульф Моисеевич оканчивает экономические курсы по повышению квалификации, потом курсы директоров при Министерстве местной промышленности ТАССР.
В 1974 году ему предлагают организовать и возглавить комбинат надомников народно-художественных промыслов - первое в РСФСР и системе местной промышленности предприятие надомного труда с филиалами по всей республике. Создавать комбинат было нелегко: не было ни помещений, ни кадров, ни транспорта, одна только инициатива министерства. Руководство комбината связалось с музеями республики, изучало историю развития местных промыслов. Одновременно не прекращался поиск народных умельцев, художников, ремесленников. На прилавках спецмагазинов стала появляться продукция надомников - вязаные изделия ручной работы, вышивка, ткачество, резьба по дереву, инкрустация, чеканка, швейные изделия с художественной аппликацией...
Чтобы привлечь новые кадры - пенсионеров, инвалидов, домохозяек, учащихся, в клубе им. Менжинского организовали курсы по чеканке, вязанию, вышивке. И уже через год на комбинате работало больше 400 человек, предприятие имело филиалы в Бугульме, Зеленодольске. Только за первый год был освоен выпуск 82 наименований изделий. В поисках умельцев директор комбината неоднократно выступал на радио, телевидении, встречался с будущими надомниками. Его дочь Мила вспоминает:
- К папе часто просились на работу люди, только что освободившиеся из мест заключения. Им было очень тяжело устроиться на любую работу, их никто не брал. Вопреки общепринятому мнению папа в них верил, и надо сказать, они его не подводили. Папа отличался обостренным чувством справедливости.
Комбинат неоднократно занимал призовые места по результатам соцсоревнования. Кроме того, директор сам возглавил работу по экономической учебе сотрудников предприятия.
Дом из деревянных ящиков. За свой 43-летний труд Гилинсон многократно награждался почетными грамотами, медалями. В его книге много стихов о любви к Родине, патриотизме, есть даже проекты гимнов России и СНГ. Ностальгия по родительскому дому с цветущим садом не давала покоя Володе - так ласково называла его жена Рая. Вместе они строили свой дом с садом в Казани.
- Родители купили участок 8 соток в Борисково, - вспоминает дочь Мила. - Со стройматериалами тогда было туго. А папа, несмотря на то что работал начальником снабжения, не позволял себе даже банки краски принести с завода. Так что садовый дом был построен из разобранных деревянных ящиков из-под овощей. Соорудить крышу помог друг семьи Володя Штейнман. Папа очень любил сад. Вместе с мамой они высаживали только помидоров 350 кустов! В обеденный перерыв мама бегала поливать свой большой огород. Когда урожай созревал, угощала заводчан всем, что выросло. Ночами закручивала 100 - 200 банок солений на зиму и тоже несла их на работу.
«Сострадание у него было в крови...» Другая страсть Вульфа Моисеевича - безграничная любовь к собакам.
- У нас всегда был полный дом собак, некоторых из них он подбирал на улице, - продолжает Мила. - Несмотря на колоссальную занятость папы на работе, собаки все были ухоженные, в медалях. Сострадание у него было в крови. Помню, как-то он выкупил у одного пьянчужки медвежонка, над которым тот издевался... Папа ко всему подходил творчески, если не мог предложить друзьям финансовую помощь, всегда подсказывал идею. В нашей интернациональной семье никогда не поднимался национальный вопрос - мы отмечали и русские, и еврейские праздники, на которых переодевались, показывали сценки. Папа был талантливым оратором, дипломатом, артистом с харизмой и чувством юмора. Недавно я нашла его записку: «Горжусь собой, что столько лет в трудах я прожил, Я полон воли и добра, и главною заботой моею - моя любимая семья».
Платочки от Виктории Руффо. В 1994 году, когда в Казань приехала Виктория Руффо - мексиканская актриса, исполнительница главной роли в сериале «Просто Мария», Вульф Гилинсон вместе с другими ее поклонниками отправился к ней на встречу в УНИКС, рассказывает Мила. Виктория объявила, что за два лучших вопроса из зала подарит задавшему вышитые ею платочки. Первый вопрос папы звучал так: «Дорогая Виктория! С помощью вас и вашего искусства далекая Мексика стала нам близкой и притягательной. А как вы считаете?» «Мексиканцы и татары в чем-то схожи - смуглы, певучи, трудолюбивы, любят свою историю и родной язык.А в чем вы находите сходство?» - это был второй вопрос. Оба настолько понравились актрисе, что она подарила два платочка Гилинсону.
«Болел душой за людей...» Художник Дмитрий Пастернак вспоминает:
- С Вульфом Моисеевичем я познакомился, когда нас - художников и оформителей, работавших в секторе эстетики при компрессорном заводе, он пригласил сотрудничать с комбинатом надомников, который тогда возглавлял. Вульф Моисеевич, будучи сам творческим человеком, искренне переживал, душой болел за трудоустройство инвалидов.
Внук Вульфа Моисеевича Леонид Козловский рассказывает:
- В жизни каждого человека встречаются люди, которые определяют его дальнейшую судьбу и формируют характер с детства. Таким был мой дед - человек с удивительной, сложной, но интересной судьбой. Никогда не забуду историю, как он взял меня с собой на рынок. Пенсия у него была небольшой, а урожай яблок в нашем саду - богатый. Вот он и продавал яблоки, чтобы выручить хоть какие-то деньги. В тот день дед имел неплохую выручку и предложил мне прогуляться на птичий рынок. Проходя вдоль павильонов, я обратил внимание на картонную коробку с щенками французского бульдога необычного черно-белого окраса. Дед Вульф, конечно же, заметил, как я неравнодушен к этим забавным существам. Недолго думая, он сказал: «Выбирай понравившегося щенка!» Ну я и выбрал самого активного.
Дед запомнился мне добрым, отзывчивым, человеком широкой души, готовым прийти на помощь любому, кто в ней нуждался. Обладал удивительным даром дипломатии. А для близких всегда оставался образцовым семьянином, прекрасным мужем, отцом и самым лучшим дедом на свете! Вот уже 12 лет, как деда Вульфа нет с нами. Но память о нем жива и будет жить в наших сердцах вечно.