Удовольствие не из дешевых
К финишу каждая женщина приходит по-разному: кто-то до роддома добирается сам, кого-то привозит «скорая помощь». Бывает, что ожидающую ребенка кладут заранее. В последнем случае все упрощается. По крайней мере не становится неожиданным длиннющий список лекарств и перевязочного материала, что необходимо принести с собой. Бесплатная медицина срывает с себя все маски...
Помимо этого желательно захватить и комплект постельного белья, если вы хотите избежать косых взглядов нянечек и чтобы не провести время в ожидании своего чуда на видавших виды простынях.
Соседки по палате просветят вас и насчет всего, что нужно закупить. Лидокаин в виде спрея, эпидуральный наркоз, гель для обезболивания, синестрол, баралгин - профессиональные названия в устах женщин, готовых родить, звучат обыденно. Поговорите со своим врачом и купите препараты: вам же в конечном счете лучше будет. Сейчас в поле уже не рожают: на службе у будущих мамочек новые технологии.
К слову, забота со стороны медперсонала зачастую обусловлена материальным стимулом. Как минимум половина из рожениц заранее договариваются с врачом, который будет вести их во время родов и контролировать уже после. Есть даже официальные расценки на проведение платных родов - 6000 рублей, но большинство предпочитает договариваться напрямую с врачом или акушеркой (в среднем 200 долларов). Величина суммы зависит от популярности врача, престижности клиники, «продвинутости» медицинского оборудования. Традиционно там, где самые высокие расценки, освобождается от бремени большинство из женской половины самой обеспеченной части населения. «Звездные» врачи, доки в своем деле, берут тоже немало, практикуя в обычных роддомах (до 500 долларов).
Заплатить за роды считает нужным каждая вторая роженица: здоровье будущего ребенка - главный приз в этом забеге. К тому же и уход, и дельные советы о новых обезболивающих препаратах тебе будут обеспечены. Для своих пациентов врачи порой приносят лекарства из запасников, ведь финансирование на эти нужды, хоть и мизерное, но все равно есть. А еще остаются неиспользованные лекарства из комплектов, которые обязана принести каждая поступающая в роддом.
Без лишних глаз
Когда боль становится адской, страдалицу переводят в родильное отделение. Туда из приемного покоя можно добраться на лифте. Если он работает. В противном случае поддерживающая вас под локоток нянечка - вот и вся ваша опора. Если вам совсем невмоготу - транспортируют на каталке.
Ну почему, скажите пожалуйста, даже в самую жару июльского солнцепека холод в «родилке» такой, что зуб на зуб не попадает? Женщин, мучающихся не первый час, никакие одеяла не спасают. И дело не в низкой температуре в помещениях - вырывается и не может вырваться наружу твое напряжение.
Айседора Дункан, вспоминая свои роды, с горечью писала, что более страшного страдания Бог не мог наслать на женщину. И что-то еще о несовершенстве нашего мира: у среднестатистического новорожденного окружность головы - 34 - 35 сантиметров. Представим?
Озноб мучает и после, когда несколько часов лежишь на кресле, освободившись от бремени и переживая все заново.
А в это время «вторая половина», ожидающая под окнами, счастливая и окрыленная, обзванивает друзей, созывая их на праздник. С мужем можно поговорить сейчас и в процессе родов - слава мобильникам!
Но ни одна из женщин, рожавших вместе со мной, не желала бы видеть будущего отца ребенка во время родов. Ни рядом с собой, ни за стеклянной перегородкой. Твоим страданиям он помочь не в силах. Сочувствие? Не до того. А отношениям повредить может, лишив их романтизма.
Муж одной моей знакомой, молодой отец, упал в обморок при первом знакомстве со своим красным, сморщенным чадом, которому было еще ох как далеко до рекламных карапузов. Шанс увидеть жену и ребенка уже после родов прямо в палате сейчас вполне реален. За плату, разумеется, - 30 рублей. Вот только как соотносится эта забота о семье со стерильностью в послеродовом отделении, вопрос открытый.
О еде, койках и туалете
Хорошо, если после родов женщина попадает сразу в палату, а не лежит денек-другой в коридоре, пока освободится место. В момент «демографического взрыва», а они время от времени случаются - «страшные» для роддома дни - невозможно получить место даже за дополнительную плату.
Но и желанная койка в палате далека от идеала: провисшие панцирные сетки, существующие с незапамятных времен, не позволяют с удобством расположиться и здесь. Прибавьте к этому слабое физическое состояние женщин да еще необходимость кормить младенца в положении лежа.
Проблемный характер приобретает в послеродовом отделении и такая деликатная тема, как туалет. В некоторых родовспомогательных учреждениях вам еще могут предложить индивидуальные клеенчатые круги (на стульчак), а если их нет? Дистанцией огромного размера видится некоторым молодым матерям расстояние до туалета. Попробуй дойди, если тебя постоянно шатает от слабости...
Три раза в день с соседками, бренча тарелками и ложками, идем в раздаточную за едой. Учитывая огромные пакеты передач, коими снабжают почти каждую любящие родственники, питание вполне можно назвать сносным. Но приходят не ко всем. Таких выручает дружеская поддержка. Но кто принесет коробку с детским питанием для вашего малыша - в первые дни молока не хватает, если вы одинокая мать? А памперсы или сменные пеленки в палату «Мать и дитя»? Потом эти траты зачастую компенсируются подарками от фирм (памперсы, буклеты, бутылочки), которые тебе вручают при выписке. Но что делать сейчас? Уповать на милость персонала, ведь все равно ребенок мокрым лежать не будет.
Доволен сам? Помоги другому!
Если у вас через месяц пропало молоко, то одна из причин может быть в несоблюдении традиций. Так суеверно полагает одна моя знакомая, с которой это произошло. В спешке выписки из роддома ее муж забыл опустить в карман акушерки, вынесшей дочку, 50 рублей (за сыновей платят больше). Ритуал давний и существует в роддомах не один десяток лет.
Напоследок вам предложат также свои услуги фирмы, подвизающиеся на ниве видеосъемки. Вернее, не предложат, а так, безо всякого предупреждения снимут: чинный официоз поздравлений, первое общение семьи с пополнением, измученную молодую мать на фоне бутафорского букета... Через неделю будет выставлен и счет - 380 рублей, когда вам предложат приобрести кассету с пятнадцатиминутной записью. От подобной услуги вы вправе отказаться, но большинство приобретает. Для семейной видеотеки. Пользоваться собственной аппаратурой в стенах клиники запрещено без всяких объяснений. Но в череде поборов этот, финальный, уже несущественен.
* * *
И последнее. Я помню ощущение непрерывного счастья, особенно острого в те минуты, когда приносили ребенка. Каталка с кричащими, туго запеленатыми младенцами, движущаяся по коридору, неспокойные матери, выбегающие, чтобы схватить свое «полешко», умиротворение на лицах только что родивших. И все заботы уходят - прекрасная жизнь, которой положено начало, наступает. Увы, не без проблем...
Гульнур ХАФИЗОВА