Родители и дети: спасение во благо?

В Татарском театре драмы и комедии имени К.Тинчурина прошла премьера спектакля «Дом Бернарды Альбы» Федерико Гарсиа Лорки. Режиссер Р.Загидуллин. Художник Р.Моров. Композитор Ч.Абызов.

news_top_970_100

Наконец одновременно два столичных театра предложили свое видение проблемы семейных взаимоотношений, культивированных на другой национальной почве. Академический театр осуществил постановку драмы «Жизнь есть сон» по пьесе испанского драматурга Педро Кальдерона. На днях испанские страсти разгорелись и в тинчуринском «Доме Бернарды Альбы» - жесткая натуралистичная драма Федерико Гарсиа Лорки о борьбе за право быть самим собой в условиях жестоких законов пуританской Испании.

Хозяйка дома Бернарда Альба после похорон мужа объявляет восьмилетний траур и превращает свой дом в застенки. Доведенные до отчаяния пять ее дочерей, обуреваемые страстью и лишенные всякого присутствия в их жизни мужчин, начинают ненавидеть друг друга, мечутся как звери в клетке. Когда к самой старшей и непривлекательной, но с богатым наследством 39-летней Ангустиас сватается Пепе-цыган, сестры в одночасье превращаются в соперниц. Хотя он ни разу не появляется на сцене, любое упоминание о нем производит эффект красной тряпки. Будь он хромой или косой - полбеды, но в том и острота, что жених молод и хорош собой.

Трое из пяти сестер вступают в схватку за право обладать им - не открыто, но яростно и страстно. Мартирио, не в силах изменить ситуацию, довольствуется возможностью тайно вздыхать о нем, но не желает делить его с Аделой, самой младшей и отчаянной. В этом бабьем царстве невостребованной плоти и нерастраченной любви именно ей, Аделе, удается выкроить маленький кусочек счастья. Одна ночь, проведенная с любимым, как глоток свежего воздуха, лишившись которого, она больше не в силах жить в заточении. Мать в ярости стреляет в совратителя из винтовки, а Адела заканчивает жизнь в петле.

Душераздирающая драма представлена Р.Загидуллиным, что называется, по автору. Режиссер не выворачивает пьесу наизнанку, а воспроизводит классическую историю «из жизни женщин в испанских селениях». Главным достоинством постановки можно считать актерские работы Д.Асфандьяровой (Ангустиас), Р.Тухватуллиной (Магдалена), Р.Хабибрахмановой (Мария Хосефа), И.Сафиуллиной (Амелия), Г.Науметовой (Мартирио), Л.Вильдановой (Адела), Л.Миннуллиной (Понсия), А.Хасаншиной (служанка). Внутренне противоречивый, убедительный образ матери создала Таслима Файзуллина. Альба в ее исполнении - не такой монстр, каким выписана у Лорки, из последних сил она пытается удержать разваливающийся дом, оградить дочерей от беды. Она интуитивно понимает, что строгость и деспотизм - единственная сила, способная удержать в узде вырывающуюся на свободу плоть, оттого как можно быстрее хочет выдать Ангустиас замуж. Превратив своих дочерей в заложниц, она, как ей представляется, спасает их от внешнего мира, сурового и беспощадного. В финальных словах «Моя дочь умерла невинной» еле улавливается интонация «Не уберегла!»

Так знает ли границы родительская любовь? Способна ли она уберечь детей, отвести от них беду? Эти же вопросы подспудно звучат и в пьесе Кальдерона «Жизнь есть сон». Где так же, как и в «Доме Бернарды Альбы», отец подвергает своего сына принудительному заточению. Астрологи предсказали королю Польши Басилио (Р.Шарафи), что его сын принц Сехизмундо (И.Хайруллин, И.Закиров) станет чудовищным тираном. Король, желая спасти страну от бедствий (а вместе с тем уберечь сына от пророчества), объявил, что ребенок родился мертвым, и приказал держать его в горной башне. Сын, узнав правду, приходит в ярость и в первый же день своего пребывания на троне убивает слугу. Отец приказывает вернуть принца обратно в башню и убедить, что все происшедшее с ним во дворце было лишь сном.

Раздираемый внутренними противоречиями Сехизмундо в конце концов приходит к мысли, что жизнь подобна мимолетному сну и люди вправе вершить свою судьбу сами.

Здесь, бесспорно, принудительное заточение оборачивается во благо.

В этом сезоне, безоговорочно, на сцене правят балом родители и дети. Одни друг с другом соглашаются, другие спорят, третьи потакают. Кстати, преемственность поколений наблюдается и в актерской среде. Премьерные спектакли ознаменовались сразу несколькими дебютами. В «Одержимом» в роли Дианы очень ярко заявила о себе студентка КГУКиИ Нафиса Хайруллина, дочь талантливой актрисы, к сожалению, безвременно ушедшей, Ф.Хайруллиной. Роль принца Сехизмундо в драме Кальдерона наряду с И.Хайруллиным играет студент Илнур Закиров. Эту работу большой удачей пока назвать трудно, но сам факт участия в международном проекте вместе с такими артистами, как Р.Шарафи, Р.Тазетдинов, Х.Заляй, безусловно, послужит молодым бесценным опытом.

Несомненной удачей спектакля «Дом Бернарды Альбы» явился дебют студентки Лии Вильдановой в роли Аделы. Передать в таком драматургическом материале глубину образа, не имея сценического опыта, нелегко, есть большой риск сорваться на голую истерию. Но молодая актриса блестяще справилась с поставленной задачей.

news_right_column_240_400