- Роман Андреевич, здравствуйте, меня зовут Елена. Скажите, пожалуйста, с чем сейчас в России шутить опасно?
- С огнем. В Москве и Подмосковье сейчас неимоверное количество пожаров. Шутки с огнем плохи. А в смысле юмора опасности большой нет - говорить пока можно все что хочешь.
- Это Аня вас беспокоит. Хотелось бы узнать, кто на современной эстраде в разговорном жанре вам наиболее интересен?
- Пожалуй, нет таких. Я вообще к эстраде не отношусь. Всю жизнь играю в театр - в театр миниатюр. Сейчас в моде легкий такой юмор - шутки ради шутки. Галкин вот неплохо пародирует, но он становится однообразным. Хорошо работает Песков. Есть, есть талантливые ребята... Но в основном все скатываются в банальную пошлость. Сердючка, например, грудь надела и уже десять лет сводит всех с ума. В прямом смысле этого слова, потому что нормальный человек смеяться над этим не может.
- Но ведь Сердючка собирает целые стадионы...
- Это как раз показатель того, что у нас в стране много ненормальных.
- Здравствуйте, это Михаил Александрович, в чем, по-вашему, феномен успеха новых русских бабок?
- Здравствуйте. Вот только что мне задавали почти такой же вопрос. Что сказать... Какое время, такая и эстрада. Постепенно все это пройдет. Но будет продолжаться до тех пор, пока на эстраде не появятся личности. А пока личностей нет. Есть желание развлекать публику. Они выходят на сцену, несут чушь, а публика ржет. А я люблю нормальный здоровый смех, а не ржание.
- Это болельщик Марат. Сегодня казанский "Рубин" играет с московским "Спартаком". Роман Андреевич, вы болельщик по жизни? Если да, то за кого болеете?
- К футболу у меня особенное отношение. Дело в том, что мой отец был профессиональным футболистом, играл просто замечательно. Был левша, но и правой бил дай боже! Потом он стал футбольным судьей. И сам я тоже играл в футбол, ведь в Одессе футбол - это национальная игра.
Казань была не очень сильна в футболе - всегда во втором эшелоне, я же знаю, слежу за этим. Но вдруг появилась замечательная, интересная команда. Есть у вас и прекрасная баскетбольная команда.
- А вы сами за кого болеете?
- Ни за кого. Я даже за киевское "Динамо" сейчас уже не болею. Болел еще за одесский "Черноморец". Сейчас мне болеть как бы уже поздно. Только с удовольствием смотрю по кабельному телевидению игры футбольного итальянского первенства.
- Это Дима, мне 7 лет. Интересно, кто ваш самый любимый сказочный герой?
- Спасибо за вопрос... Знаешь, в детстве у нас не было телевизора и сказочными героями для нас были Павлик Морозов, Марат Казей, другие пионеры-герои, а еще герои сказок Михалкова, Маршака. Но в принципе мне больше нравятся герои с фантазией, вымыслом, юмором, такие как Мюнхгаузен.
- Здравствуйте, Роман Андреевич, это Ильгизар Исламов. Рассказывают ли в Москве анекдоты или какие-нибудь байки о Президенте Татарстана и татарах?
- Нет, вы знаете, не слышал. О Путине рассказывают, а о Шаймиеве нет. Совсем недавно мне рассказали анекдот. Он мне очень понравился. Современный такой анекдот. Красная Шапочка идет к бабушке. Волк обогнал ее, сожрал бабушку. Красная Шапочка стучится. Волк открывает дверь. "Кого тебе?" - "Я к бабушке..." - "Иди, иди, девочка, отсюда. Здесь нет никакой бабушки. Здесь сейчас ОФИС".
- Меня зовут Алсу Хуснутдинова, здравствуйте. Вопрос такой... Вы 30 лет проработали вместе с Виктором Ильченко. В чем секрет такого долголетия вашего дуэта? Неужели вы ни разу не поссорились за эти годы? Был ли в вашем дуэте ведущий и ведомый?
- Долго рассказывать, прочтите мою книгу, там все написано. Тридцать лет жизни, тридцать лет работы. Это дуэт загадочной русской души и загадочной еврейской души. Мы действительно никогда с Витей не ссорились. Один раз только было дело. Из-за девушки. Такая благородная была ссора.
- А как вам удавалось не ссориться?..
- Не знаю... Вообще, наша троица: Витя, Миша Жванецкий и я, была очень профессиональная и очень жесткая. Жванецкий был во главе. Он не давал нам расслабиться. Но мы с Мишей - одесситы, люди темпераментные. А Витя был спокойный, сдержанный, и он цементировал нашу троицу, сглаживал все конфликты. Это был уникальный человек. И сейчас, когда прошло много лет после его ухода, я мог бы наговорить ему массу ласковых слов.
- Вы пишете книги, я не знала...
- Это случилось неожиданно для меня самого. Уже после смерти Вити я летел в самолете, летел долго, 16 часов, и вдруг что-то накатило... И начал писать воспоминания о том, как мы встретились, как работали. Лет десять прошло, пока это кто-то прочитал и посоветовал продолжать.
- Роман Андреевич! Это Ольга Гаврилова. Чувство юмора вредило вам в жизни?
- О, много раз... Я иногда болтал ТАКИЕ вещи и ТАКИМ людям, что просто потом не мог очухаться и сам себе удивлялся. Были случаи, когда это мое безрассудство здорово вредило нашей работе. Я все понимал, но поскольку очень вспыльчивый, часто просто не мог остановиться... Даже осмелился сказать самому Райкину, что мой юмор лучше, чем его! И сразу же после этого пришлось написать заявление об уходе из его театра.
- И как отреагировал на это Райкин?
- Как... Он подписал заявление. Тут же...
- Роман Андреевич, вам звонит Анна Сергеевна. Часто вам приходилось встречаться с такими людьми, как Швондер, которого вы сыграли в "Собачьем сердце"?
- Конечно! В России эти долбодубы неистребимы. Швондеров много и в Думе, и в жизни. И Шариковых много. Знаете, я давно так не смеялся, когда смотрел по телевидению, как спорят Жириновский с Ампиловым. У меня была настоящая истерика. Такого хохота от себя я не помню.
- Светлана Матвеева вам звонит, здравствуйте! Совсем недавно по телевидению показывали фильм "Небеса обетованные". Сколько раз его смотрю, столько и плачу...
- Спасибо за добрые слова. Фильм действительно хороший. Это первый мой фильм с Рязановым, сделан вовремя и точно. Там были и юмор, и сатира, и слезы... Дальше я снялся еще в двух картинах Рязанова: "Предсказание" и "Старые клячи". Но в них сам себе не понравился.
- Меня зовут Людмила Чебурова. Скажите, намечается ли у вас что-то новое в кино?
- Позавчера я вернулся из Санкт-Петербурга, где дал согласие участвовать в фильме "Мастер и Маргарита". Думаю, мне повезло. Этот фильм будет снимать Владимир Бортко, режиссер "Собачьего сердца". В "Мастере и Маргарите" у меня небольшая роль дяди из Киева.
- А вы видите себя в серьезных ролях, может быть, в трагедии?
- Да, я мечтаю сыграть короля Лира.
- Серьезно?
- Конечно очень серьезно.
Ольга ИВАНЫЧЕВА.
P.S. Читатели "Казанских ведомостей", которые приняли участие в прямой связи с Романом Карцевым, получили пригласительные билеты на его моноспектакль "Зал ожидания".
Огромное спасибо Владимиру Урецкому за помощь в организации прямой связи и за пригласительные билеты для читателей нашей газеты.
СПРАВКА "КВ"
Роман Карцев родился 20 мая 1939 года. Папа был известным футболистом, мама - секретарем парторганизации Одесской обувной фабрики.
Аркадий Райкин увидел его в спектакле одесского студенческого театра "Я иду по улице", где он играл трамвайного вора, и через несколько месяцев пригласил в Ленинград, в свой театр. Так началась серьезная артистическая карьера юмориста Карцева.
Роман Андреевич признается, что его не так легко рассмешить. Но есть место, где ему весело всегда, - это цирк.
Женат. Жена Виктория - бывшая танцовщица, дочь - врач, сын - режиссер телевидения. Двое внуков.
Любимый салат - салат из белой редьки с огурцами, заправленный маслицем.