Рустем АБЯЗОВ: Музыкальные инструменты любят, чтобы на них играли

Казанский камерный оркестр La Primavera открывает свой 25-й концертный сезон, который можно назвать в соответствии с юбилейной датой «серебряным».

news_top_970_100
Этот сезон оркестр проводит в новом статусе - автономной организации. О том, какие сюрпризы готовит La Primavera, мы попросили рассказать художественного руководителя оркестра, заслуженного деятеля искусств РФ и РТ, народного артиста Татарстана, лауреата Государственной премии РТ им. Г.Тукая Рустема АБЯЗОВА:- Мы уже начали сезон задолго до его официального открытия. В Москве участвовали в гала-концерте мастеров искусств Татарстана, потом состоялось два концерта I передвижного музыкально-музейного фестиваля «Колесница Клио. Музыкальные страницы истории края». Это необычный фестиваль, который будет длиться весь сезон. Концерт-открытие сыграли в Национальном музее РТ. Там впервые после долгого молчания зазвучали раритетные инструменты: скрипка первого татарского скрипача Загида Хабибуллина, гитара, принадлежавшая Натану Рахлину, рояль композитора Рустема Яхина, шумовые инструменты, гармошки, которые хранятся в фондах музея.

- Как удалось уговорить сотрудников музея разрешить сыграть на раритетных инструментах?
- В Национальном музее РТ очень трепетно относятся к своим сокровищам. Показать - пожалуйста, а вот поиграть нельзя. Но постепенно мы их убедили, и получилось все так, как мы задумывали. И за это большое спасибо работникам музея. - Это правда, что когда музыкальный инструмент долго молчит, он «заболевает»?- Могу сказать о струнных инструментах. Они любят, чтобы на них играли. Иначе появляется большой риск, что в них заведется жук-древоточец. Есть такое правило: на самых роскошных инструментах, которые хранятся в сейфах, раз в год обязательно играют. Даже скрипка, принадлежавшая Паганини, звучит. На ней разрешают дать один-единственный концерт лауреату конкурса Паганини. - В концертах La Primavera часто принимают участие именитые гости: музыканты, дирижеры, актеры... Кого мы увидим и услышим в юбилейном «серебряном» сезоне? - Мы откроем сезон в ритмах аргентинского танго и латиноамериканской музыки. Нашей гостьей станет знаменитая певица из Буэнос-Айреса Джулия Зенко - обладательница Grammy и многих других престижных призов. Казань станет первым городом в России, где она выступит. После зажигательного танго будет вечер блюза с замечательным гитаристом-виртуозом Александром Виницким. Гостем еще одного нашего концерта станет дирижер Михаил Архипов. Он предложил неожиданную программу русской музыки. Мы сыграем коллективные сочинения Скрябина, Римского-Корсакова, Бородина и других великих композиторов. Было время, когда композиторы собирались по пятницам на дружеские посиделки и вместе сочиняли одно произведение - вариации на заданную тему. С большим волнением мы ждем приезда в Казань моего учителя, народной артистки России, профессора Московской государственной консерватории Ирины Бочковой. В концерте «За Паганини длиннопалым…», посвященном ее 75-летию, примут участие звездные ученики мастера. Позже мы сыграем эту программу в Большом зале Московской консерватории.- Гастроли намечаются? - Гастроли - важная часть жизни музыкантов. Оркестр не должен быть местечковым. Он должен представлять и город, и республику и в России, и за рубежом. У нас есть приглашения на фестивали, концерты. Приглашающая сторона, как правило, берет на себя все расходы за проживание, питание, но проезд не оплачивает. На 2014 год заявлены гастроли в Швецию и Бразилию. В Бразилию перелет достаточно дорогой, и оплачивать дорогу для целого оркестра накладно. Так получается, что чем больше идей, планов, тем больше финансовых проблем. Конечно, мы ищем возможности реализовать наши идеи. Например, фестиваль «Колесница Клио. Музыкальные страницы истории края» выдвинут на республиканский грант. Как правило, заявки рассматривались летом, но в этом году этот процесс перенесли на осень. И если деньги нам выделят, то они появятся только к концу года. А пока проводим фестиваль за свой счет.

news_right_column_240_400