«Самая маленькая моя, самая любимая...»

Недавно мне попалась книга «Детство, израненное войной» - сборник воспоминаний сотрудников КГМУ в рамках проекта «Вспоминают дети войны».

news_top_970_100
Больше всего в нем поразило то, что, несмотря на весь ужас войны, люди не переставали жить. Их мысли не были заняты лишь страхом перед надвинувшейся угрозой. Они продолжали любить, радоваться, дружить и верить в победу так, как будто другого исхода не могло и быть. Одно из воспоминаний о жизни в годы войны принадлежит моей прабабушке Дубивко Сание Абдрахмановне. Тогда она совершила поступок, о котором потом жалела долгие годы. Из-за слухов о том, что родной город будут бомбить, она уехала в деревню к родственникам и жила там обычной жизнью. Гуляла, ходила в школьный драмкружок, танцевала на вечерах и познакомилась с мальчиком, который в нее влюбился. Когда пришло время уезжать, он назначил ей свидание и подарил на память собственноручно вышитый платочек. Но придя на свидание, Сания решила, что совершила безнравственный поступок. Поэтому платочек как немого свидетеля своего легкомыслия незаметно выбросила на базаре. А потом узнала, что юношу, который его подарил, вскоре отправили на фронт и он погиб. Кто мог знать, что вчерашний стеснительный мальчик - завтра уже мужчина, идущий на врага?.. Все эти годы Сания живет с чувством вины перед ним. Но самое главное - она сохранила память о том юноше и его первых искренних чувствах. Зачастую воспоминание - это то единственное, за что мы держимся. Вторая героиня сборника, Нэлли Брониславовна Шук, всю жизнь хранит письма с фронта отца, погибшего в 1943 году. Воспоминания о самом родном человеке стали ее вдохновением. Она начала писать стихи об отце:Мне повезло: не помню я войну.
Но если вдруг я вижу на экране,
Как падает боец на поле брани,
Мне не унять горячую волну.
И вновь бурлит давнишняя беда,
Я снова смерть отца переживаю.
Еще одна история-трагедия - воспоминание Халфиевой Гульсины Мингазовны. Ее отец ушел на фронт в первые годы войны. А в 1943 году пришла похоронка. По словам Гульсины, это был очень тяжелый момент войны: отец был для нее самым дорогим человеком, а война отняла его у нее. Восьмидесятилетняя Гульсина Мингазовна до сих пор помнит ласковые слова, произнесенные отцом: «Самая маленькая моя, самая любимая…» Ее тоска по отцу была столь сильной, что она даже искала себе в мужья мужчину, у которого был жив отец: так хотелось еще раз назвать кого-то до боли родным словом «папа»… Прочитав сборник, я подумала, самое главное, чтобы современное поколение не забывало о подвигах наших прадедушек и прабабушек. Мы просто обязаны чтить память о тех, кто отстоял независимость нашей Родины ценой собственной жизни. Уважение к их заслугам - то малое, чем мы можем им отплатить.

news_right_column_240_400