Любимец нашей семьи электрический самовар появился у нас в 90-е годы. После того как у него сломался кран, мы его разукрасили, и теперь он стоит на полке на подносе, напоминая нам о счастливых временах, когда живы были наши бабушки и дедушки и мы все вместе в дни рождения, памятные даты, праздники собирались за круглым столом, чтобы из этого самовара попить свежезаваренный ароматный чай. Это была добрая семейная традиция. На столе - мед, варенье, чак-чак, хворост, кабартма (пышка), которые любила печь бабушка Минзиган, они у нее получались такие пышные и сочные. И конечно, треугольники - их очень любил дедушка Гусман. Иногда приходили мамины подруги, коллеги с работы и мои одноклассники. От самовара веяло теплом и уютом.
Большой пузатый самовар, готовый к розжигу, всегда ждал нас,
когда мы приезжали в гости к дедушке
Фото автора
Скучать было некогда. Говорили о работе и детях, кино и театре, вспоминали интересные случаи из жизни. Бабушка Минзиган любила петь, мы, молодежь, - танцевать под музыку татарских композиторов (включали магнитофон, ставили пластинки, их было у нас много).
Наш дедушка Гусман никогда не рассказывал о войне и только в год 50-летия Победы, когда вся наша дружная семья собралась за столом у самовара, чтобы отметить этот великий праздник, сказал, что служил на Ленинградском фронте понтонером. Второй дед Габдельахат служил под Севастополем. Сапун-гора - это часть его жизни, его воспоминания о товарищах, которые погибли на той горе, защищая Родину. А он вернулся живой-здоровый, без единой царапины. Дед мечтал побывать на Сапун-горе, увидеть обелиск Славы как символ доблести героических участников штурма Сапун-горы. Но его мечта не осуществилась по состоянию здоровья. Теперь мы бережно храним дедушкины награды, грамоты, фронтовые документы.
Самовар в нашей семье был всегда. Моя мама помнит, как он на подносе стоял у них на кухонном столе. В него можно было смотреться как в зеркало, увидеть свое отражение, строить рожицы, показывать язык. Нос длинный, уши большие, лицо расплылось - смех да и только!
В пятилетнем возрасте мама, пока не было бабушки, решила налить себе чай в чашку с блюдцем. А когда доставала чашку с подноса, блюдце зацепилось за него - и горячий чай полился ей на колено. Крик был страшный, боль невыносимая. Из-за сильного ожога нога покрылась волдырями. Испуганная бабушка схватила маму и понесла ее в детский сад в медпункт. Там ожог обработали, перевязали и отправили в больницу на консультацию. Так мама узнала, что самовар не только поит вкусным и ароматным чаем, а еще может сделать больно.
Моя мама Мадина Гусмановна, будучи маленькой, ежегодно летом ездила в гости с бабушкой Миннебанат в деревню Азалаково Сармановского района. Дорога была дальняя. И они были рады тому, что во дворе дома по приезде их всегда встречал большой пузатый самовар, который дедушка уже приготовил к розжигу.
В трубу самовара он клал сухие щепки и тонкой лучиной поджигал их, раздувал огонь (часто сапогом, что всегда был под рукой: вверх-вниз, как гармошка), и вода закипала. Мама очень любила наблюдать за этим процессом. Затем дедушка Гайнетдин заносил самовар в дом, где его ставили на поднос в центре стола. Заваривали душистый плиточный чай в чайнике и ставили его на конфорку. На столе уже стояли банка с медом (у деда в огороде за домом была своя небольшая пасека), с пылу-жару из печи блины, кабартма, сметана, творог. Мама помнит, как они с бабушкой Могалимой ходили с полным ведром молока к более зажиточным соседям и сепаратор превращал молоко в сметану и масло.
Мамины с абикой гостинцы из Казани были в большом почете: свежий мягкий хлеб за 16 коп., булки по 22 коп., бублики (сушки) в связке, пряники, печенье и конечно карамельки. Сахар был тогда на вес золота.
Вся семья собиралась за длинным самодельным столом пить из самовара чай с гостинцами. Это было счастье! Настоящий праздник!
Дедушкин самовар поил душистым, свежезаваренным чаем и знаменитых гостей. В деревню в 60-е годы приехала концертная бригада. Главные гости - солисты Татарской филармонии Ильгам Шакиров и Альфия Авзалова. Молодые, красивые, счастливые! Собралась вся деревня. Из старого клуба вынесли на улицу длинные лавки, кто не уместился, сидели на траве, а те, кто жил по соседству, пришли со своими табуретками. Мама до сих пор вспоминает: они пели так, что у многих появились на глазах слезы. Народ долго не хотел их отпускать, и они все пели и пели, хотя уже нужно было ехать в другую деревню.
И тут, вспоминает мама, наша шустрая бабушка Могалима пригласила артистов на чай. Те с удовольствием согласились. В семье быстро накрыли на стол, разожгли еще теплый самовар. Бабушка Могалима подняла крышку самовара и положила в углубление яйца. Гости с удивлением наблюдали за этим. А когда она через 10 минут достала сваренные вкрутую яйца, восторгу их не было предела. Затем Могалима апа сама стала наливать дорогим гостям свежезаваренный чай, а мама помогала ей. Наши гости после такого радушного приема были готовы снова ехать дальше по деревенскому бездорожью. Люди ждали их у ворот, чтобы проводить к автобусу. Те, кто жил рядом, сбегали домой и принесли им в дорогу гостинцы: мед, сметану, творог. Те, кто был побойчее, обнимали дорогих артистов и приглашали их приехать к ним в гости. «Это ли не счастье?! Это ли не чудо?!» - считает мама. А объединил всех обычный самовар.
Альфия Авзалова еще несколько раз приезжала в Сарманово со своими задушевными песнями. В один из ее приездов в 2010 году моя тетя Фирдания Галиахметовна, музыкальный руководитель местного детсада №2 «Лилия», поднялась за сцену и попросила Альфию Авзаловну сфотографироваться с ней. Народная артистка ТАССР, заслуженная артистка РСФСР никому не отказывала в таких просьбах. Получилась прекрасная фотография на память с любимой певицей.
Путешествуя по Волге на теплоходе в 2013 году, я посетила Музей самоваров в Городце. И узнала много интересного. Так, самовары-малютки вмещали в себя один стакан воды, а самовары-гиганты - несколько ведер. Такие огромные самовары стояли в трактирах и чайных, куда мог прийти любой человек, чтобы насладиться ароматным, вкусным чаем. А в Туле изготавливалось более 100 видов разнообразных форм самовара: рюмки, шары, вазы, петухи, тюльпаны, паровозы... И даже самовары для каши и щей!
Дина Усманова,
Казань