- Детство мое – это белые халаты, - рассказывает Вениамин Борисович. - Папа ушел на фронт, а мы с мамой оказались в эвакуации под Казанью, она работала в госпитале врачом. Из того времени помню только женщин; я стою на стульчике и пою: «Артиллеристы, Сталин дал приказ!» - женщины плакали, а я думал, что это мой первый актерский успех. После войны вернулись в Москву. Отец пришел с фронта гвардейским капитаном, снова стал работать в Госплане СССР. Позже стал профессором, преподавал экономику в Институте имени Плеханова, кстати, у него учились многие известные экономические «прорабы перестройки» - Абалкин, Гайдар, Явлинский. В нашей семье был культ искусства. Звучала классическая музыка, у родителей были программки всех столичных театров, имена легендарных советских актеров помню с детства. Мамы - Марии Львовны - уже нет в живых, а отец Борис Моисеевич Смехов здравствует до сих пор. Папе 98 лет, но он продолжает активно трудиться у компьютера.
Служенье Слову
В детстве симпатичный мальчик Веня Смехов ходил в драмкружок, в восьмом классе оказался в активе Центрального детского театра, поступил в театральное училище имени Щукина. По распределению уехал в Куйбышевский театр драмы имени Горького, вернувшись, работал в Московском театре драмы и комедии, куда в 1964 году главным режиссером пришел Юрий Любимов.
Многие актеры Таганки с благословения художественного руководителя стали пробовать себя в разных жанрах. Вениамину Смехову Бог дал талант литератора. Он автор пьес, сказок, повести «Служенье муз не терпит суеты», книг-воспоминаний «Та Таганка», «В жизни так не бывает»... В год его 70-летия готовятся к печати «Четыре пьесы-фантазии по сказкам Европы и Азии», куда войдут инсценировки сказок братьев Гримм, Андерсена, персидских и туркменских сочинителей.
Одной из лучших его театральных ролей стал Воланд
в «Мастере и Маргарите».
- Мой Воланд - созерцатель. Он приговорен наблюдать за человеческой безнадежностью. И ему хватает скепсиса не унижать себя ненавистью к людям, - считает юбиляр. - Я не играл дьявола, это был все и всех видящий Воланд, который лицезрел человеческую глупость, бесконечное повторение ошибок и неумение учиться на них. Он тяготится своей властью и пресмыкательством всех перед ним. Что у нас с ним похоже — так это охота наблюдать, созерцать. Особенно когда нет никакой ответственности.
Литературные труды Смехова хвалят и друзья, и профессионалы.
- Я написал сценарий сказки «Али-Баба и сорок разбойников», по которому после был снят фильм-мюзикл с участием прекрасных актеров: Олега Табакова, Сергея Юрского, Армена Джигарханяна. А грампластинка «Али-Баба и сорок разбойников», как мне сказали в фирме «Мелодия», в советские времена стала одной из самых тиражных - количество проданных экземпляров перевалило за три миллиона! Первый слушатель и оценщик сценария был Юрий Визбор - знаменитый бард, актер, сочинитель. А вот повесть «Служенье муз не терпит суеты», напечатанная в журнале «Юность», не понравилась Высоцкому. Зато ему нравились мои рассказы. Мы с ним ездили в гости к Андрею Вознесенскому и его жене Зое Богуславской - и Володя предъявлял меня им как автора хороших рассказов. Скажу так: богом моей жизни является Русское Слово. Все мои пути и разъезды в актерстве, в режиссуре, в сочинительстве - все было, есть и будет служеньем Слову.
Мушкетер - это навсегда
Роль Атоса в кинокартинах о приключениях мушкетеров – лишь небольшой эпизод в творческой биографии актера. Но он перевешивает и более серьезные и даже эпохальные события его жизни.
- Расстаться с мушкетерами не получается, - говорит Вениамин Смехов. - Георгий Юнгвальд-Хилькевич через тридцать лет после выхода первой части снял уже четвертый фильм! Увы, «Возвращение мушкетеров» последний, потому что ушел из жизни наш Арамис – актер Игорь Старыгин. И выход аудиокниги «Три мушкетера» Дюма, которую я прочитал на студии звукозаписи «Книга вслух», венчает большое событие в моей жизни, которое я называю для себя так: «Три мушкетера и один Боярский».
Работа в приключенческой картине, может быть, и закончена, а вот настоящая «мушкетерская» дружба останется навсегда. Она зародилась на съемках первого фильма между исполнителями главных ролей Михаилом Боярским, Вениамином Смеховым, Игорем Старыгиным, Валентином Смирнитским и знаменитым фехтовальщиком, постановщиком трюков и актером Владимиром Балоном.
Хороши!
В многосерийном фильме «Капитанские дети», который вышел на экран в 2006 году, Вениамин Смехов сыграл мужа молодой героини Евы Гриневой. Там в эпизоде свадьбы появилась и Алика Смехова – она сыграла дочь его героя. Мало кто знает, что гости на свадьбе – не массовка, а настоящие гости Вениамина Смехова. Потому что в день съемок он с женой Галиной Аксеновой отмечал 25-летие совместной жизни.
Когда они встретились и полюбили друг друга, актер был женат. Особенно болезненно разрыв восприняли его дочери – Елена и Алика. Но обязанности отца Смехов с себя ни при каких обстоятельствах не снимал.
- Если Ленка была очень доброжелательным и довольно послушным ребенком, то Алика пугала непослушанием и костлявостью, она вообще не ела ничего, - смеется юбиляр. – Теперь старшая стала писателем, младшая – актрисой. А сейчас у меня обмен опытом с внуками. Леонид, сын Лены, окончил МГУ, где преподает риторику, а в Российском гуманитарном университете учится в аспирантуре. Кроме того, играет в джаз-команде со своими друзьями. Еще он, как говорится, рукастый – может починить любую технику. Леня, как и его друзья, вселяет оптимизм насчет якобы «безнадежно бескультурного» поколения молодых москвичей. Надо просто знать «грибные места», где водятся хорошие ребята. Мой младший внук Макар подает большие актерские надежды, он обаяния неслыханного! И средний, Артем, молодец. Два года назад мы провели с ним целое лето: было трудновато, как когда-то и с его мамой Аликой, однако это сходство - залог того, что и он станет интересной личностью. Признаюсь, все Смеховы хороши!