Саперов привезли на улицу в начале девятого утра. Наряд патрульной службы перекрыл движение автотранспорта в одном направлении, встречному транспорту пришлось разъезжаться лишь по двум полосам. Так что пробка, хоть и небольшая, все же возникла.
Сразу трое водителей, слушавших в это время радио, сообщили в редакцию о случившемся. Последний к тому же добавил, мол, пробку организовали спасатели. Ходят по автотрассе с миноискателем.
Радиосообщением сразу заинтересовались на местном телеканале, дежурная бригада «новостийщиков» срочно выехала на место. В маленьком городке, расположенном недалеко от Казани, никто никогда не видал человека в наушниках, с длинной металлической палкой, на которой внизу блестящая рамка. Зато все видели, как этой штукой работают саперы в кино.
Зуля стажировалась на телевидении второй месяц, и сегодняшний сюжет обещал стать самым сенсационным из тех, что ей доводилось снимать. Да и Олег Иванович, опытный оператор их съемочной группы, заметно оживился, размечтался - может, его кадры сегодня попадут на казанские каналы.
Однако путь телевизионщикам решительно преградил молодой человек в штатском.
- Проход закрыт. Вам что, жить надоело?
Их водитель Малик двинулся обратно, чтобы отогнать машину подальше. В отличие от дорогой камеры Олега Ивановича и сверкающего Зулькиного микрофона старенький «жигуль» был его собственным. Рисковать кормильцем-автомобилем не хотелось.
Олег Иванович незаметно подмигнул Зуле и шепнул:
- Отвлекай его, попробую отсюда достать, - а потом добавил громко, взяв камеру под мышку и кося глазом в видеоглазок. - Начальник, нам бы всего пару планов снять. Можно подойти ближе?
- Вы нарушаете закон о печати, - начала неуверенно Зуля. - Должностные лица не имеют права закрывать журналистам доступ к информации.
- Какую именно статью закона я нарушаю? - улыбнулся страж. - Вы можете процитировать конкретный параграф? В чем мои действия противоправны?
- А сами вы не можете сказать, что здесь произошло? - она обернулась к оператору. - Олег Иванович, пишем.
- Вся информация под грифом «Совершенно секретно». Могу заявить вполне компетентно: жителей ближайших домов эвакуировать не собираются.
- Что же тут ищут?
- Клад времен Гражданской войны.
Молодой человек весело скалился, разглядывая разрумянившееся от гнева личико будущей телезвезды районного масштаба.
- Хватит нас разыгрывать! Олег Иванович, не надо...
- Почему? - молодой человек сделал вид, что обиделся. - Меня еще ни разу не снимали для телевидения. А на свадьбе лучшего друга - я был свидетелем - так на видео лучше всех получился.
Оператор отошел в сторонку, продолжая снимать происходящее вокруг. Зуля решила сменить тактику. Даже если ничего не выяснить, то хотя бы отвлечь его надо, пока Олег Иванович работает. Закадровый текст можно в студии подложить, когда в редакцию поступит официальная информация.
- Хорошо, к кому мы могли бы обратиться за комментарием? Кто тут у вас старший?
- Нас поставили в оцепление, сдернули с места по тревоге. Здесь работают эмчеэсники, их начальства я в лицо не знаю. Девушка, как вас зовут? Мне кажется, я вас по телевизору видел.
- Может, сначала вы представитесь?
- С удовольствием. Младший лейтенант Круглов. Для вас просто Женя. Я сейчас на службе, да и вы тоже... Не могли бы мы встретиться по эту сторону экрана? Дадите свой телефончик?
- Видеть вы меня не могли, потому что я в новостях всегда за кадром. А увидеться... Пригласите меня на свидание.
- Скажите честно, есть у меня шанс покорить сердце телезвезды?
- Я только собираюсь ею стать.
- Когда вы ею станете, в чем я не сомневаюсь, то на меня уже не взглянете. Вокруг вас все Валдисы с Пельшами будут Нагиевыми увиваться.
- Когда я стану знаменитой, найму лейтенанта Круглова к себе телохранителем, - подхватила Зуля. - Вы не позволите всяким Витасам с Галкиными вокруг меня виться.
- Зачем же ждать прекрасного далека? Я готов прямо сейчас. Где мы вечером можем встретиться?
- Я не доживу до вечера. Умру от любопытства, если не расскажете, что тут ищут?
- Представьте, в прошлом году в асфальт закатали труп одного известного мафиози.
- А если серьезно?
- Трубу к местному пивзаводу бандиты проложили и откачивают пиво цистернами. Как отыщут, я вам позвоню, сообщу подробности. Вы только телефончик оставьте.
- Значит, вас в оцеплении втемную используют.
- А вам не сказали, когда сюда снимать посылали? Часто журналисты бывают осведомлены обо всем лучше органов.
Послышалась милицейская сирена. Сквозь затор к месту происшествия пробивалась черная «Волга» с мигалкой. Олег Иванович направился с камерой к подъезжавшей машине. Зуле не хотелось уходить, но ее микрофон был подключен к камере, пришлось догонять.
- Позвоните днем на телевидение, - кивнула она Жене, уходя. - Спросите новенькую Зулю.
Из «Волги» с трудом вылез милицейский чин. Звание не генеральское, но живот...
- А, телевидение уже здесь? Интервью брать будете?
Зуля знала, что милиция никогда ничего не рассказывает на месте преступления, отделываясь дежурными фразами про интересы следствия (без комментариев). Однако полковник, вопреки ожиданиям сам направился к микрофону. Олег Иванович взял его крупным планом.
- Сегодня в восемь пятнадцать в дежурную часть города поступила информация, - начал начальник. - Пришлось срочно стягивать силы, отвлекать от работы другие службы. В ходе следствия выяснилось, что наши доблестные коммунальные службы где-то здесь, на проезжей части, потеряли свой канализационный люк. В прошлом году дорожники меняли покрытие и его закатали. А водопроводчики, как выяснилось, только сейчас хватились. И ведь не могли, хороняки, ночью приехать, пока путь свободен. Нет, им надо, когда люди на работу опаздывают... Чтоб весь город на уши поставить!
Полковник отвернулся от камеры.
Олег Иванович проследовал за полковником, никем не остановленный, и снимал уже в самом эпицентре событий, отключив микрофон от камеры. Зуля смотала кабель и вернулась к Круглову.
- Ваш генерал оказался более словоохотливым, я все узнала.
- Что же нашли? Фугас времен Второй мировой?
- Из новостей узнаете. Нам пора на студию.
- Зуля, не уходите! - взмолился Женя и взял ее за руку. - Еще побудьте пять минут.
- Не могу, вон и оператор уже закончил.
Взрыва она не слышала. Лишь ослепительная вспышка за спиной. Волной воздуха ее толкнуло к Жене. Подумалось вдруг, что с таким парнем и умереть не страшно. Его лучистые глаза были последним светом, который она увидела, погружаясь во тьму...
* * *
Зуля пришла в себя уже через минуту. Круглов так и не понял, что с ней произошло, о каком взрыве она говорила, когда очнулась у него на руках. Они еще были молоды и не знали, что обмороки случаются с барышнями не только в старых любовных романах.
...Через год они подъехали на это самое место на той же черной «Волге» полковника. Только сейчас к ее милицейской мигалке была привязана большая кукла в белой фате, а по капоту протянуты разноцветные ленты. Молодожены возложили цветы на найденный-таки саперами канализационный люк.
Ирина БОГДАНОВА