Эмма Айратовна листала альбом с фотографиями. Здесь вся ее жизнь. Вот она совсем маленькая. Испуганные глаза, бантик съехал набок. Тут — ученица старших классов. Роскошные кудри, юбка в складочку. А это — первый избранник, одноклассник Давид…
Главным в жизни Эммочки всегда была любовь к мужчинам. Причем каждая новая любовь оказывалась более всепоглощающей, чем предыдущая. Снова вырастали крылья, и мир приобретал оттенок счастья.
Представители сильной половины человечества отвечали Эммочке радостной взаимностью. Стройная, зеленоглазая, она отличалась неуловимым обаянием и выглядела моложе своих лет.
Но именно Давид открыл для Эммочки двери в мир чувств и переживаний.
— Мы созданы друг для друга, — вздыхала девушка.
Подруги завидовали, а родители поверили в то, что личная жизнь их дочери благополучно устроится. Но сказке не суждено было сбыться. После окончания школы Давид неожиданно эмигрировал с отцом в США. А несостоявшаяся невеста Эммочка осталась у разбитого корыта.
— Лишь бы не разочаровалась в мужчинах, — сокрушалась мать.
Эмма, вопреки прогнозам, грустила на удивление недолго. Уже через три месяца встретила архитектора Леонида и вскоре вышла за него замуж. На фото, лежавшем перед ней, был изображен господин с решительным подбородком.
— Мы идеальная пара! — щебетала девушка.
Минуло полгода, и молодая семья распалась из-за несовпадения характеров.
Расставание прошло безболезненно. И было вполне ожидаемым. Все уже поняли, каков характер у Эммочки. Птичка-попрыгунья, звеневшая весенней трелью.
К окончанию вуза девушка в очередной раз окончательно определилась. Избранником стал инженер Костик. С фотографии на нее смотрел худощавый мужчина с грустным лицом. Он любил историческую литературу и фильмы о войне. По мнению родственников Эммы, Константин оказался главным мужчиной в ее судьбе. Именно он являлся отцом единственной дочери женщины, Алины.
Эмма не планировала заводить детей.
— Так получилось, — пожимала она плечами. — Костик хотел малыша.
— Может, остепенится наконец! — робко надеялись близкие.
К сожалению, матерью Эммочка стала посредственной. Так и не смогла принять тот факт, что появился человек, который полностью от нее зависит. Лишь пыталась равнодушно исполнять свои обязанности. Повезло, что помогали бабушки. Эмма могла вырваться из дома и встретиться с приятельницами, бродить по магазинам. Пребывание в декрете сводило ее с ума. Уже через год женщина вернулась к любимой работе бухгалтером. Эстафета бабушек продолжалась. Сходить с ребенком в поликлинику, прогуляться с ним по парку, приготовить ужин. Эмма была практически свободна от материнства.
Что касается Константина, то он в Алине души не чаял. Посвящал ей все выходные дни. Вместе с дочерью ходили на рыбалку и за грибами, катались на велосипедах.
— Мое продолжение! — с гордостью говорил Константин.
— Да, твоя копия, — холодно отзывалась Эмма.
Семья Эммы и Костика просуществовала довольно долго: почти 10 лет. То ли спокойный темперамент мужа сыграл свою роль, то ли любовь жены оказалась вполне жизнестойкой. Но когда чувства Эммочки окончательно остыли, она не задумываясь подала на развод.
Костик переживал и одно время даже топил свое горе в вине. Но потом взял себя в руки и решительно шагнул в будущее. Вначале Алина жила с Эммочкой. Вернее будет сказать: с бабушкой по материнской линии. Но ближе к окончанию школы переехала к отцу. Эмма не особенно переживала:
— Там ей действительно лучше!
Эмма Айратовна снова приступила к устройству личной жизни. Тренер по карате сменился ведущим свадеб. А вместо тамады пришел завскладом. Впрочем, гирлянда возлюбленных Эммы не заслуживает особого внимания. Эмма быстро пролистала страницы фотоальбома, не вглядываясь в полузабытые лица. Погоня за счастьем привела к одиночеству.
— Не на то я себя потратила, — качала головой женщина.
Эммочка, 7 лет назад потерявшая отца, совсем недавно похоронила и мать. И теперь общалась с воспоминаниями.
— Родители были идеальной парой, — произнесла женщина. — Больше полувека вместе, а как трогательно относились друг к другу!
Супруги старались всегда быть вместе. Даже за хлебом ходили вдвоем. В выходные пекли пироги: он месил тесто, она готовила начинки. Отпуск брали одновременно и проводили его на даче.
— Как горевал отец, когда ушла мама. Постарел лет на 10 сразу, — вздохнула Эмма Айратовна. — Практически поселился на кладбище возле маминой могилки…
Женщине стало грустно, когда она задумалась о собственной участи. Мужа нет. Единственная дочь и та отвернулась.
— Мне неведомо, что такое материнская любовь, — заявила Алина. — И свою судьбу собираюсь строить без твоей помощи.
Эмма вернулась к началу альбома. Здесь она с родителями лепит снеговика, а вот все втроем сидят с удочками на берегу залива. Какие счастливые лица!
— А моя малышка была обделена заботой.
С матерью Алина старалась не общаться. К слову, она счастливо вышла замуж и родила мальчика Артура. Виделись родственники раз в полгода: в день рождения Эммы Айратовны и 1 января. Наша героиня не пыталась изменить ситуацию. Считала, что заслуживает происходящего. Да и гордыня мешала. Но годы шли. И Эммочка все больше нуждалась в прощении.
Внезапно из-под одной фотографии выпал сложенный вчетверо тетрадный листочек. Женщина развернула пожелтевшую бумагу. И тут же узнала почерк отца:
«Любимая моя Айгуль (так звали мать нашей героини), сохрани это письмо в качестве доказательства серьезности моих намерений! — писал родитель. — Вчера я узнал, что скоро стану папой. И понял, что пора начинать новую жизнь».
Эмма Айратовна читала послание с замирающим сердцем. Отец просил прощения у матери за то, что связался с дурной компанией, выпивал и был замечен в драках. «Я был неправ и жесток по отношению к тебе», — раскаивался мужчина. Он винил себя в недостойном поведении. Признавался в том, что встречался за спиной матери с ее подругой. И та девушка строила серьезные планы на будущее. «Если сможешь меня простить, обещаю, что сделаю тебя самой счастливой женщиной на свете, — писал мужчина. — И стану замечательным отцом!»
— И ты сдержал свое обещание, — прошептала Эмма Айратовна.
Женщина подошла к окну и задумчиво посмотрела в небо. Затем взяла телефон и набрала номер Алины.
— Здравствуй, доченька. Просто хотела попросить твоего прощения. Да, я была плохой матерью. Но, может быть, дашь мне шанс стать хорошей бабушкой?..
Повисла тишина. Прервав паузу, Алина ответила:
— Да, мама. Сама устала с камнем на душе ходить… И знаешь что. Кажется, у тебя скоро появится внучка.