— Насть, ну пойдем, что ты вредничаешь? — возмущалась Камилла. — Я тебя не узнаю, где моя подруга?
— Вышла вся, — устало отвечала Настя, допивая чай. — Не хочу я, понимаешь? Да мы их лет десять не видели. Что изменилось?
Спор шел о посещении встречи выпускников университета, который в этом году решили провести непосредственно в Татьянин день.
— Вот, посидим, узнаем, что и как у всех, интересно же, — не унималась Камилла. — А потом снова разойдемся. Не знаю, как ты, а меня любопытство распирает, да и дата круглая — 15 лет выпуска. Или ты из-за Мишки идти не хочешь?
Камилла смотрела на подругу хитрым изучающим взглядом, от которого та смутилась.
— Вот и решено, значит пойдем!
Настя вздохнула, спорить с подругой она устала.
Вечер действительно удался. Ребята в складчину арендовали небольшой зал в кафе. Ильдар — их староста — серьезно подошел к организации, раскопал целую кучу фотографий, большая часть которых даже не была оцифрована, пригласил некоторых преподавателей. Посмеялись, чуть-чуть взгрустнули о студенческих годах. После одни разбились на кучки по интересам, а другие вышли танцевать под популярную полтора десятка лет назад музыку.
— Составишь компанию? — Миша оказался рядом с Настей впервые за вечер. — Давно не танцевал, один как-то стесняюсь.
Она не стала отказывать. В глубине души даже себе не хотелось давать повода думать, будто между ними осталась какая-то недосказанность.
За их романом в студенческие годы наблюдал весь факультет. Настя — первая красавица, умница, спортсменка. Миша — глава студактива, творческий и яркий парень. Пара была действительно эффектной.
Только вот совсем не потому они проявляли интерес для однокурсников. Реалити-шоу на телевидении только начинались, а обсуждать чьи-то отношения людям было интересно и тогда. Зрелищных моментов ребята предоставляли немало. Настя и Миша ссорились часто и с удовольствием, громко и заметно.
Наверняка почти все из случившегося со временем забылось бы, но на четвертом курсе во время «Студвесны» Миша сделал Насте предложение прямо со сцены. К процессу он подошел творчески, можно сказать, с медведями и цыганами. Зрители до последнего не понимали, является ли все происходящее частью сценария. Пока Настя не сказала «нет». С тех пор их общение прекратилось.
— Ну что? — пытала подругу Камилла спустя несколько дней после встречи выпускников. — Продолжения истории ждать?
— Ты про Мишу, — смутилась Настя. — Ну потанцевали. В кафе звал, да. Глупости это все. Быльем поросло.
— Не знаю. Я тут Алсу поспрашивала, они общаются время от времени. Так вот, Мишка-то жених хоть куда. Работа хорошая, спортом занимается. Не пьющий, не дурак. И не женат до сих пор. Ты, кстати, так толком и не рассказывала, почему ему отказала тогда. Колись, подруга.
— Да что рассказывать… Когда все это увидела на сцене, думала, что от счастья помру. А потом представила, как мы до старости будем ругаться, страшно стало. Вот и отказала. Он в целом парень хороший, но характер тогда у нас сложный был, особенно у меня. Молодость.
— Вот и подумай, — посоветовала Камилла. — Ты же сильно изменилась с того времени, да и он, похоже, серьезнее стал.
Настя только отмахнулась. Но задумалась. Она действительно сильно изменилась за последние годы. Раньше была вспыльчивой и импульсивной, от того и развалился ее первый брак. Но, видимо, материнство повлияло на нее. Сейчас Настя уже не раздражалась по пустякам, а причины своих неудач все чаще искала в себе, а не в окружении.
Спустя несколько дней они с Мишей сидели в ресторане. На столе в вазе стоял огромный букет роз. Настя невольно подумала, что бывший ухажер так и не запомнил, что она терпеть не может эти цветы. Впрочем, вслух говорить не стала — в конце концов столько лет прошло.
— Я заказал хорошего французского вина, сухого, — гордо сообщил Миша.
— Знаешь, я эту кислятину за всю жизнь так и не распробовала, — призналась Настя. — Редко пью, но предпочла бы капельку виски или коньяка.
— Да брось, ты просто хорошего не пробовала.
Вино на самом деле Насте не понравилось. А вот вечер в целом оказался приятным, хотя они обсуждали только юность.
На следующее свидание Миша снова пришел с розами, на что Настя все же позволила себе заметить, что ей нравятся другие цветы. Так повторялось несколько раз, а Миша только удивленно поднимал брови.
— Разве? Как женщине могут не нравиться розы?
Он действительно оказался серьезным мужчиной, ответственным и образованным. Мог поддержать разговор почти на любую тему. Только вот довольно мало слушал…
На день рождения он подарил Насте огромного плюшевого медведя и путевку на двоих к теплым берегам.
— Миш, прости, но как ты мог забыть, что я астматик? — недоумевала Настя. — Ты забыл, как в универе мне скорую вызывал? Как я могу дома держать такой пылесборник?
Миша смутился.
— Ну хоть путевка тебя порадует?
— Милый, это чертовски мило и приятно. Но я несколько раз тебе говорила, что в августе я обещала дочери поехать посмотреть Кунгурскую пещеру. Если хочешь, присоединяйся.
Спустя полгода Миша в очередной раз пригласил ее в ресторан. Настя подумала, что в театр выбралась бы с куда большим удовольствием, но Миша как будто не замечал ее намеков.
Без особого удовольствия допив бокал вина, Настя обнаружила в нем золотое колечко.
— Станешь моей женой? — спросил Миша. — Я тебе уже предлагал однажды, но с тех пор мы оба сильно изменились.
— Миш, оно золотое, — прикрывая лицо руками, протянула Настя удрученно. — Я тебе миллион раз говорила, что терпеть не могу золото. Вот такая я странная.
— Ну и не беда, кольцо поменяем. Ты что, из-за этого будешь злиться?
— Не из-за этого, Миш. Ты хороший, но совершенно меня не слушаешь. Какую книгу я недавно прочитала? На какую выставку хочу сходить? По какому предмету моя дочь получила двойку? А я ведь все это говорю тебе.
— Ну это уже слишком. Хочешь сказать, что я невнимательный? Все время ходим куда-нибудь, подарки тебе делаю.
— Да, можешь считать меня неблагодарной. Только вот ходим мы куда ты хочешь, подарки делаешь, чтобы себя порадовать. Ты меня совсем не слышишь, не хочешь слышать. Прости, но я не буду твоей женой. Потому что не хочу провести жизнь с человеком, которому я неинтересна.
С этими словами она вышла из-за стола. И подумала, что, возможно, в неудаче ее прошлого брака могло быть не так много ее вины.
Валентин ЛОГИНОВ