Закрутить гайки: как с 1 сентября отразились изменения в законе на казанских ценах на такси

С 1 сентября в России вступил в силу обновленный Федеральный закон от 29.12.2022 № 580-ФЗ с длинным названием, которое граждане интерпретируют как «Закон о такси». Корреспонденты «КВ» решили проверить на себе испытать, изменилось ли что-то сегодня утром для водителей и для пассажиров.

news_top_970_100

Одно из главных изменений по закону № 580-ФЗ – ограничение режима работы по времени. Водитель за рулем должен быть максимум по 12 часов в сутки, а в неделю – не более 40 часов. 

По обновленному закону у всех таксистов должен быть соответствующий, а не общегражданский полис ОСАГО – он обходится дороже. Также нужно предоставить агрегатору, которые, кстати, с 1 сентября стали официально, по закону службами заказа такси справку об отсутствии судимости. Если у водителя есть непогашенная или неснятая судимость за причинение тяжкого вреда здоровью, убийство, грабеж, разбой и т.д, его к работе в такси не допустят. Но пока эти самые службы ее не требуют, рассказал нашему изданию один из казанских водителей, в отличие от разрешения осуществлять пассажирские перевозки. Его, кстати, с 1 сентября можно получить бесплатно и через Госулуги

Водителя не пустят за руль такси, также если он был лишен прав или арестован за нарушение ПДД более одного раза в год. Управлять транспортом не разрешат таксистам с тремя и более неоплаченными штрафами. Ответственность агрегаторов, ставшими службами заказа такси, с 1 сентября станет больше – ведь это они будут отвечать за набор водителей. Возьмут не со штрафами или судимостью – могут лишиться права на работу, а в случае ДТП будут нести с водителем совместную ответственность за возмещение ущерба.

Кстати, еще появились и региональные ограничения – работать таксистам по закону можно только в том регионе, где водитель получил разрешение на перевозку пассажиров.

Водителя не пустят за руль такси, также если он был лишен прав или арестован за нарушение ПДД

более одного раза в год.

Водителей удивили только гарантии в «лужах»

Для тех водителей, кто до 1 сентября работал с лицензией, «таксишным» полисом ОСАГО, вовремя пройденным техосмотром и путевыми листами с визой врача, без штрафов, практически ничего не изменилось, рассказывает водитель казанского такси Алексей.

Гораздо интереснее другое: как на фоне изменения законов изменятся цены? Ведь не секрет, что многие водители такси в России на самом деле трудоустроены в других местах, а «шашечки» – это подработка, на несколько часов в день. Если оформление необходимого ныне пакета документов будет затратным по финансам и времени, то они просто уйдут с линии. А это может сказаться на ценах. 

«Лично я эти изменения в ценах увидел уже 31 августа вечером, когда удосужился посмотреть, какой будет гарантированный минимум в утренних «лужах», – говорит Алексей. 

Справка «КВ»
«Лужи» на сленге водителей такси – зоны в городе в часы пик (утренние и вечерние), нахождение в которых во время приема заказа гарантирует, что за этот заказ водитель получит сумму, которая обозначена на это время как минимальная за минусом комиссии агрегатора и комиссии таксопарка. 

«Условно, в районе города, ограниченном проспектом Ямашева, улицами Декабристов, Восстания и Мусина, агрегатор установил гарантированный минимум 400 рублей с 7 до 7:29, 380 – с 7:30 до 7:59, 450 – с 8:00 до 8:59. Если в обозначенное время водитель принимает заявку, находясь в этом районе, то ее цена будет не ниже гарантии. Даже если проехать с пассажиром придется два квартала, и он заплатит тебе условные 69 рублей, разницу между гарантией и тем, что заплатил пассажир, компенсирует агрегатор. Граница «лужи» взята условная, таких геометрически правильных «луж» не бывает, они, как правило, очень хитро очерченные, а вот цифры – вполне себе реальные.

Утренние часы пик длятся, как правило, с 7 до 10:00, агрегатор время начала этих часов варьирует: вчера – 6:50, сегодня 7:20, завтра 7:40, как и суммы гарантий в разных «лужах» и в разное время («луж» по утрам обычно больше, чем по вечерам, потому что по утрам они в спальных районах, которых много, а по вечерам – в центре города, который у нас один)», – объясняет Алексей.

«Лужи» на сленге водителей такси – зоны в городе в часы пик

с гарантией, что за заказы в их границах

водитель получит сумму,

которая обозначена на это время как минимальная

за минусом комиссии агрегатора и комиссии таксопарка. 

Мужчина говорит, что гарантии до 820 рублей за заказ в Казани, которая был отображена в «лужах», он раньше не видел. За четыре часа работы с 5:30 Алексей сделал восемь поездок. Четыре из них принял, находясь в «лужах», отмечает он, хотя один раз «дал маху» – забыл уйти с линии уже после открытия «луж»: пришлось выполнить короткую, но долгую по времени поездку без доплаты с Портовой на перекресток Карла Маркса – Гоголя, ловя все светофоры и толкаясь с троллейбусами и автобусами.

«За километр «чистого» пробега на заказах (эту цифру дает приложение агрегатора-монополиста) я сегодня заработал  41,58 руб/км, за километр реального пробега (по спидометру с момента выхода на линию до момента ухода с линии) – 28,2 руб/км. Год назад, когда я вел подобную статистику в деталях, эта цифра была бы очень неплохой – даже с учетом того, что тогда я покупал смены. Средний чек поездки составил 405,5 рубля. Опять же, по моим меркам годичной давности, приличная для Казани цифра. Главным образом, из-за дорогих «луж», – подводит итоги Алексей.

Не секрет, что многие водители такси в России на самом деле трудоустроены в других местах,

а «шашечки» – это подработка, на несколько часов в день.

Пассажиры оказались не в курсе изменений

Жительница Казани Вероника Р. часто пользуется такси и говорит, что давно заметила рост цен на поездки – с начала лета они выросли ощутимо. Но вот про изменения, которые ждут таксистов с 1 сентября, не слышала.

«На самом деле, обязательная лицензия, справка об отсутствии судимости у водителя такси, недопуск тех, у кого штрафы, меня бы только успокаивали, так уверенности больше, что ты едешь в безопасности. Но у меня вопрос – нередко за рулем такси тебя везут не граждане России, которые купили машину и так тут зарабатывают. А у них у всех есть лицензии? И пойдут их получать? И они тоже будут предъявлять справки – заказывать их на родине, переводить? Как-то не верится. Боюсь, что порешают это по-другому», – рассуждает женщина.

Вероника смотрит по приложению стоимость своих поездок за сегодня.

«С утра ездила с Достоевского до Юнуса Ахметзянова – получилось 152 рубля. Вызвала ровно в 9:02, еще подумала, что после 9 как раз будет небольшое снижение, ведь все разъехались уже по работам. Это обычная цена для этого маршрута. А вот с Ахметзянова до Четаева в районе 12 часов получилось 437 рублей – считаю, что это дорого. Хотя приложении предупредили о повышенном спросе», – говорит она.

Пасссажиры отмечают, что цены на такси поднялись задолго до вступления в силу

обновленного закона № 580-ФЗ.

Еще один пользователь такси – казанец Дмитрий тоже не слышал о изменениях в законе. Также отмечает, что цены на поездки выросли еще до 1 сентября, передвигаться стало ощутимо дороже «с начала весны». Сегодня, признается он, цены были выше обычных, но это, скорее всего, связано с 1 сентября. Дмитрий и сам повез дочь в школу на такси. Вышло, считает он, дорого, хоть и не называет сумму.

«А станет, значит, еще дороже, если гайки закрутят. Получается, может оказаться, что машин с лицензией мало, спрос большой, значит, и цены выше. Печально, конечно», – делится казанец.

«Пассажиры, отвечая на мой вопрос, выше ли сегодняшние цены, чем вчерашние, отвечали отрицательно. А кто-то даже заявил, что сегодня – дешевле. Изменится ли жизнь для водителей и пассажиров такси завтра или с понедельника, можно только предполагать», – пожимает плечами водитель такси Алексей.

news_right_column_240_400