Счастье тети Шуры

Утро, по-зимнему позднее, все еще боролось с неизбежно уходящей ночью, шаг за шагом завоевывая отведенное ему пространство.

news_top_970_100
Автор фото: http://rustavelebi.ge

Сквозь пелену легких облаков солнце чуть пробивалось, но все равно давало ощущение наступавшего дня. Со всеми его заботами, радостями и горестями. 
Несмотря на жгучие морозы, в доме тети Шуры было тепло. Нога все еще болела, но надо было двигаться. С трудом поднявшись, она начала свой с некоторых пор обычный день. Поначалу привычные мелкие дела по хозяйству, затем традиционный утренний чай. Теперь только дома. А ведь совсем недавно чаевничала она на кухне у соседки. Точнее сказать, ее чуть не насильно поили чаем, пытались при этом еще и накормить. Вспомнилось, как стояла она возле пепелища без слез, рыданий и мыслей о будущем, словно окаменела возле сгоревшего дома. 
«Пришла беда - отворяй ворота!» - говорят в народе. Бед на долю тети Шуры хватило. И не только в прошлые, для всех трудные годы, а даже в последние несколько лет. Сначала тяжело заболел сын. Потом сама ногу подвернула так, что почти год мучилась. С сыном тогда все обошлось, он приехал и, несмотря на материны протесты, увез ее к себе в городскую квартиру. Невестка приняла свекровь поначалу недружелюбно, но постепенно как-то помягчела, стала даже ухаживать за ней. 
Дом сгорел, когда она гостила у детей в Казани. У них не осталась, вернулась в свой поселок на городской окраине. Как бросить все, что когда-то называлось домом? Жила в бане у соседей. 
Еще совсем недавно она и не задумывалась, какие люди ее окружают. Жили все вроде рядом, соседствовали. С кем-то останавливалась поболтать у магазина, с кем-то из церкви возвращалась, выслушивала соседок и рассказывала о своих проблемах. Да даже не о них. Так, чтобы просто поговорить. Знала-то всех, конечно, но, оказывается, и не знала. Разве могла она предположить, что так откликнутся на ее беду односельчане? Что правление - так старожилы по привычке называли управу - вдруг станет решать эти ее проблемы? А ведь все в поселке знали, что возможностей-то у правления мало...
Шаг за шагом, как говорится, с болью и кровью, пепелище стало приобретать вид жилого дома. Сама-то что она могла сделать на свою мизерную тогда пенсию? Не одна она такая бедствовала по деревням и селам России, где не засчитали стаж работы в колхозе по одной простой причине - документов за отработанное не было. Работали-то не по документам, а по записи. Кто их видел, эти бумажки? Да и не имели они тогда юридической силы. Ладно сейчас привели все в относительную норму и справедливость.
Так или иначе, не осталась в стороне от жизни Александра Николаевна, или просто тетя Шура. Не осталась по многим причинам. И потому, что очень хотелось жить именно сейчас, натерпевшись в невзгодах за свои 78 лет. И потому, что люди вокруг очень хорошие...
Тепло в доме тети Шуры - администрация района помогла. Добрые люди надоумили: сходи запишись на прием! «Так уж и ждут меня там», - отвечала тетя Шура. Но потом подумала-подумала да и сходила. А там приняли. Обещали помочь. Она смотрела на людей в строгих костюмах, пытаясь понять, кто же именно ей поможет. А вскоре бригада приехала. Все шустрые, деловые. Построили ей веранду. Добротную, по всем правилам. Хотелось, конечно, немного поуказывать, что да как сделать, так ведь не супруг, не брат, не сват. Как скажешь? Постеснялась. Но все равно получилось здорово - дом в морозы не выстуживается. Соседи все также не забывают, правление опять же. Господи, жить-то как хочется...
...Был субботний день, тетя Шура пила чай с пряниками. Пила по старой традиции: наливала чай в блюдце, пряник, прежде чем отправить в рот, размачивала. Было в этом процессе что-то таинственное, но в то же время удивительно домашнее. 
Поразительное дело, еще совсем недавно тетя Шура с легкостью управлялась лишь с печкой. А телевизор включала одним только способом - вилку в розетку. А сейчас? Привыкла и к стиральной машине, от вида которой даже голова закружилась, когда сын привез, и к микроволновке, и к чудо-печке для выпекания хлеба... Научилась на кнопочки нажимать. Телевизор теперь большой и красивый, только тонкий какой-то, но зато как удобно пультом каналы переключать. Красота! А телефон? Когда установили у нее в доме городской телефон, она, казалось, долго не сможет к нему привыкнуть, а сейчас и с мобильником не расстается. В карман халата вшила молнию, там он и находится весь день. А ночью лежит на тумбочке рядом с кроватью.
Она налила себе еще чаю, достала мобильник, посмотрела, не пропустила ли звонок от сына? Нет. А звонка ждала... Даже не столько звонка, сколько всех их: сына, невестку, внуков. Здесь они почти не бывали. Сын только заскочит, что-то привезет, молочка выпьет да и поедет обратно. Жена, что ли, не отпускает надолго-то? Иногда вместе с сыном приезжали внуки, но тоже быстро-быстро пообнимают бабушку, поиграют с котом - и все: «Пока, бабуля!» Бывает, кто-нибудь из них спросит: «А почему, бабуля, ты к нам не приезжаешь?» Что тут ответишь?
Она еще не допила чай, когда услышала шум на крыльце, а потом хлопанье двери. Кто бы это мог быть? Дети на машине приезжают, она бы услышала. Александра Николаевна не успела подняться, как дверь распахнулась и в комнату ввалилась вся дружная семья: сын, невестка, внуки. Комната моментально наполнилась такими милыми звуками: детским смехом, шутливыми перебранками сына с женой. Как же ей не хватало этого!
- А вы что это? Не на машине?- Да мы ее у двора дяди Сережи оставили, у него там снег убран, целая площадка расчищена.Все гости стояли и загадочно улыбались. 
- Ой, что это я? Сейчас, - всполошилась тетя Шура.- Нет-нет, мама, сидите, - голос невестки и это непривычное от нее «мама» заставили хозяйку остаться на месте. 
На стол накрывали сын и невестка. Тетя Шура несколько раз пыталась поучаствовать, но ее останавливали. Наконец все расселись.- Мама... - поднялся сын.- ...Нет, давай я, - перебила его жена. - Мама, поздравляем вас с днем рождения, желаем здоровья, счастья, всего-всего... И знайте, что мы вас очень любим.
Невестка подошла, поцеловала свекровь и села со слезами на глазах. Тетя Шура заплакала.- А у кого день рождения? - сквозь слезы спросила она.- Да у тебя, бабуля, - внуки дружно подлетели к ней, стали обнимать, целовать.
Потом посыпались подарки, принимая которые, она все повторяла: «Ну зачем было тратиться-то?» Никогда не считала она праздником свой день рождения, но было ей сейчас так приятно.
Гостили они целый день, и казалось, теперь это будет вечно, но... уехали. Тетя Шура сидела за столом и плакала. От счастья, что долго прожила, что жизнь удалась, что встречались люди хорошие, что детям нужна... Что еще надо?

news_right_column_240_400