СЕКРЕТЫ КАЗАНСКОЙ ВОДЫ

Вода - основа основ всей жизни на Земле. Живительный источник, как ее любят называть романтически настроенные поэты. Но так ли уж живительна влага, текущая из кранов наших квартир? Во всяком случае, романтикой тут и не пахнет. Пахнет иным - чем-то бензиново-гнилостно-хлорным... Свои претензии по поводу водопроводной воды я высказала профессору кафедры коммунальной гигиены КГМУ Анатолию Иванову. И вот что услышала в ответ...

news_top_970_100

Вода - основа основ всей жизни на Земле. Живительный источник, как ее любят называть романтически настроенные поэты. Но так ли уж живительна влага, текущая из кранов наших квартир? Во всяком случае, романтикой тут и не пахнет. Пахнет иным - чем-то бензиново-гнилостно-хлорным... Свои претензии по поводу водопроводной воды я высказала профессору кафедры коммунальной гигиены КГМУ Анатолию Иванову. И вот что услышала в ответ...

На пути от своего источника, о котором мы поговорим позже, до крана вода проходит обработку на водозаборных станциях. Анатолий Васильевич сразу же развеял жуткий образ работников водозаборных станций, которые-де халатно относятся к своим обязанностям по очистке воды со всеми вытекающими отсюда грязными последствиями:

- Это не так, - заверил он. - Там работают прекрасные специалисты, которые отлично знают свое дело. И в водопровод со станции поступает вода, действительно отвечающая всем санитарно-гигиеническим нормам.

Почему же тогда из кранов у нас течет нечто зеленовато-желтоватое с отнюдь не гигиеническим запахом?

- Вода, которая достигает наших квартир, действительно несколько далека от тех санитарных показателей, с которыми она в водопровод вливалась. Почему? Все дело в трубах. До 70% казанского водопровода изношено до предела, в трубах много ржавчины - это раз. Второе - при большом напоре воды, в пики ее потребления, в трубах происходит отрицательное давление, вследствие которого через трещинки и дырочки на трубе вода с очень большой силой начинает всасывать то, что находится снаружи трубы.

И это может быть все что угодно - дайте волю своему воображению. Вот и не радует нас конечный результат, оказывающийся в наших чашках и кастрюльках.

Кроме того, оказывается, имеет большое значение и то, из какого источника вы получаете воду, а их у нас всего два: Волга и подземные воды (не путать с артезианскими - об этом ниже). Вода из них различается так сильно, что имеет совершенно разную характеристику. Скажем, волжская вода (которую потребляет, кстати, 70% города: Вахитовский, Кировский, Московский, Ново-Савиновский и лишь частично - Советский, Приволжский и Авиастроительный районы) характеризуется мягкостью (плюс) и большим наличием в ней органики (минус). Вы заметили, что вода в Волге летом все чаще и сильнее цветет, что в общем-то для такой реки не совсем нормально? С тех пор как построили Куйбышевское водохранилище, Волга стала менее проточной, чем раньше, вода в ней застаивается, цветущая органика выделяет в воду небезвредные ферменты (это и есть причина того резкого запаха водопроводной воды, который мы чувствуем летом в утреннее время). Входя в реакцию с хлором, они образуют опасные для здоровья хлорорганические соединения.

Многие хвастают: у нас подземная вода, артезианская! Не всякая подземная вода является чистейшей артезианской - для этого нужны особые условия. В большинстве своем подземная вода действительно чище волжской (плюс), но в ней выше содержание "тяжелой" воды (изотопы водорода и кислорода, это минус), она достаточно агрессивная, жесткая, с весьма опасным сильноминерализованным составом, который может оказывать негативное воздействие на любой орган человеческого организма, особенно почки и сердечно-сосудистую систему.

И та и другая вода подвергаются совершенно одинаковой очистке на водозаборных станциях, но из-за описанного выше природного состава воды в ней происходят совсем разные реакции с хлором. Это тоже оказывает большое влияние на цвет, запах и вкус воды.

Нельзя сказать, что власть бездействует. Чиновники в курсе того, что 80% заболеваний напрямую связаны с некачественной водопроводной водой, а больничные листы обходятся городской казне очень дорого. Есть прекрасные идеи и конкретные разработки, которые нужно только запустить в процесс, - заминка, как всегда, в отсутствии финансов. Поэтому рапортовать о внедрении таких разработок можно лишь на примере обеспеченных городов республики - речь идет об Альметьевске. Там внедрили очищающие фильтры не только на первом этапе - на водозаборных станциях, но и на конечном. На определенную группу домов выделяется фильтр - небольшое такое сооружение в какой-нибудь специально отведенной для этого однокомнатной квартире, куда люди приходят со своими емкостями и набирают необходимое количество воды, идущей на приготовление пищи. Воду для иных нужд - мытья, стирки, уборки и т.д. они используют, как обычно, из-под крана. Несколько хлопотно, конечно, но зато дело стоит того - вода там по вкусу как ключевая, а вместо пресловутого хлорирования применяется озонирование - практически безвредный новый метод очищения воды путем пропуска через нее электроразрядов. Эту воду можно пить даже не кипяченую без опаски! Кстати, во Владимире, где на хлебозаводах поставили подобные альметьевским фильтры, обогащенные к тому же фтором и селеном, выпеченный хлеб получается просто изумительного качества...

- Есть надежда, что эта практика будет внедрена и у нас в Казани к 1000-летию, не повсеместно, правда, а только в школах, больницах... Главное, городская администрация поддерживает этот проект... - говорит профессор Иванов.

А поскольку до 1000-летия Казани осталось еще... (см. первую полосу "КВ"), нам придется позаботиться о своем здоровье самостоятельно, то есть, пока общественные фильтры не вошли в нашу жизнь, заводить индивидуальные, бытовые. Благо, выбор сейчас - глаза разбегаются.

- Это-то и ужасно, - охладил мой пыл Иванов. - Покупка фильтра - дело ответственное, мы же полагаемся лишь на отзывы друзей, поддаемся на уговоры продавцов и совершаем не только ненужную, но и иногда опасную покупку.

Мы уже говорили о разной воде, поступающей в краны. Покупая бытовой фильтр, надо иметь это в виду. В основном фильтры делятся на мембранные (с высокой степенью очистки) и угольные (со средней степенью очистки). Так вот, мембранный фильтр категорически нельзя применять для слабоминерализованной волжской воды. Во-первых, потому что он вымывает из нее практически все полезные и необходимые для нормальной жизнедеятельности организма природные микроэлементы, делая воду "мертвой". А во-вторых, что гораздо серьезнее, волжская вода входит в нежелательную реакцию с находящимся в таких фильтрах очищающим веществом - циалитом, конечный результат которой - весьма опасное для здоровья соединение. Фильтры для волжской воды годятся только слабые, идеален фильтр на активированном угле, который сохранит оптимальный солевой состав воды, в то же время очистив ее от хлора и органики.

Но такие фильтры совершено не подходят для подземных вод - для них-то и существуют мощные мембранные, с углеродно-волокнистой тканью.

И еще рекомендация от профессора Иванова, продиктованная отнюдь не патриотическими чувствами: фильтры для нашей воды - и волжской, и подземной - годятся только отечественные. И не обязательно те, которые стоят дорого.

Напоследок несколько рекомендаций Анатолия Иванова о том, как можно обезопасить себя от козней влаги, текущей из кранов. Они просты и абсолютно необременительны в материальном отношении.

Во-первых, Иванов категорически не советует пить сырую воду из-под крана. Даже очищенную своим любимым фильтром. Если непонятно почему, снова внимательно перечитайте главу "Дело - труба".

Есть домашние способы очистки воды, и пусть они не сделают воду ключевой, зато в определенной мере избавят ее от примеси "тяжелой" воды. Например, когда вы наливаете воду в посуду и ставите ее на огонь, обратите внимание, как через пару минут вода волшебным образом расслаивается на прозрачный верхний слой и мутный белесоватый нижний. Верхний слой - чистая вода, нижний - тяжелая, под действием тепла опустившаяся вниз (если ею поливать растения, то они "загнутся"). Не дожидаясь закипания воды, осторожно слейте верхний прозрачный слой в другую емкость и используйте ее для приготовления пищи, а оставшийся слой вылейте в раковину.

Очень хорош и известный в среде приверженцев здорового образа жизни способ вымораживания воды. Эмалированную плошку с водой ставите в морозилку. Замораживание прекращается тогда, когда в емкости заморозится примерно две трети объема воды. Для дальнейшего использования оставляют только образовавшийся лед, незамерзшую же воду выливают.

К способу очищения воды серебром Анатолий Васильевич относится скептически. То есть вреда от серебряной ложки, положенной в воду, не будет. Но нужно очень большое количество серебра и времени, чтобы вода таким способом очистилась.

Длительное кипячение, якобы очищающее воду от хлора, вообще очень вредно, так как легкая хорошая вода при этом испаряется, а тяжелая, наоборот, концентрируется. По этой же причине Анатолий Васильевич не советует злоупотреблять наваристыми первыми блюдами.

И наконец, любимый многими хозяйками дешевейший способ очистки воды путем ее отстаивания Иванов подверг жесточайшей критике:

- Это окончательно губит воду. Дело в том, что когда вы ставите воду отстаиваться, в ней возникают идеальные условия для размножения бактерий и микроорганизмов, которые в сочетании с находящимся в воде хлором превращаются в соединения, очень опасные для здоровья. По некоторым данным, именно они провоцируют даунизм. Так что в итоге вы получаете воду, гораздо более худшую и опасную, чем непосредственно сразу из-под крана.

Подготовила Светлана ГОРДЕЕВА.

КСТАТИ

Хлор, которого мы так боимся и который принято ругать, делает великое дело. Если бы не он, мы получали бы опасную во всех отношениях воду с полным ассортиментом содержащихся в ней опасных веществ. А это помимо элементарной грязи, бензина, солярки еще и кишечная палочка, вирусы тифа, гепатита А, вируса полиомелита и т.д. - страшных эпидемических заболеваний.

Самые "грязные" времена для воды - январь-февраль, когда начинает разлагаться органика, весна - время таяния снегов, паводки и период ее цветения

news_right_column_240_400