Село Красновидово - это не только «Яблочный Спас»

Раскинувшееся на высоком живописном волжском берегу село Красновидово, что в Камско-Устьинском районе Татарстана, известно на всю Россию не только ежегодно проводимым здесь музейно-фольклорным фестивалем «Яблочный Спас».

news_top_970_100
Заведующая Музеем А.М.Горького Ольга Артамонова представляет экспонаты лавки Михаила Ромася

Село, утопающее в яблоневых садах. Еще Екатерина Великая, побывав здесь весной 1767 года, так восхитилась красивым видом с берега Волги и цветущими яблоневыми садами, что с тех пор, если верить легенде, село так и стали называть: Красновидово - от словосочетания «красивый вид». Прекрасная природа манит сюда туристов со всей России и зарубежья - вот уже 40 лет в Красновидово принимает посетителей единственный в стране сельский музей писателя Максима Горького.

Построен он был на средства колхоза им. Горького и открылся по инициативе казанского музея А.М.Горького в 1979 году. У его истоков стояли такие известные казанские музейные деятели, как Мария Елизарова и Николай Калинин. Через четыре года своего существования он благополучно стал филиалом Государственного (ныне Национального) музея РТ. 

Экспозиция крестьянской избы в музее помогает лучше узнать историю родного края

В 1993 году в музее была проведена реэкспозиция литературной части, рассказывающей о красновидовском периоде жизни двадцатилетнего Алеши Пешкова. После смерти любимой бабушки Акулины Кашириной и отвергнутой любви Марии Деренковой он пытался покончить жизнь самоубийством. Летом 1888 года Алексей приезжает в село из Казани по приглашению своего друга, соратника по народническому кружку Михаила Ромася. Алеша Пешков поселился на втором этаже дома Михаила Антоновича. Ромась, бывший ссыльный из Якутии, в то время имел здесь мелочную бакалейную лавку 4-го разряда, где торговал разным товаром, привозимым из Казани, в том числе чаем, халвой, монпансье, сахарными головами, касторовым маслом, рыбьим жиром, нитками, керосином, табаком - тем, что могло пригодиться крестьянину в хозяйстве. Но местные жители невзлюбили чужака, имевшего большую библиотеку запретных книг и проводившего просветительскую работу среди мужиков, рассказывая им о французской революции и жизни за границей. И они подожгли сарай вместе с домом. К сожалению, второй этаж дома - там, где и жил с июня по октябрь будущий писатель Максим Горький, не сохранился, но зато восстановлена комната

Ромася, а также его лавка, уцелевшие при пожаре книги из его личной библиотеки, например «Манифест Коммунистической партии». Воссозданный с наибольшей достоверностью интерьер лавки Ромася - мемориальная часть музея, несомненно, представляет большой интерес для туристов.