Сергей Лапенков: «Бессмертный полк» - это личная история каждого из нас

22 июня - день начала Великой Отечественной войны. Произошло это 77 лет назад. С каждым годом все меньше остается тех, кто выстоял в той войне и на фронте, и в тылу, кто одержал победу. Вспомнить каждого поименно, увидеть их лица помогает уникальная акция «Бессмертный полк».

news_top_970_100

О том, как все начиналось, мы узнали в беседе с одним из инициаторов акции «Бессмертный полк», томским журналистом, исполнительным директором Альянса независимых региональных издателей (АНРИ) Сергеем Лапенковым. 
Истоки «Бессмертного полка»

- С самого начала мы понимали, что ничего уникального не изобрели. Это по-настоящему народная идея. Раньше люди тоже выходили на улицу с фотографиями своих родственников-фронтовиков, чтобы почтить их память. Самая давняя история - 1965 год, первый год официального празднования Дня Победы. В Новосибирске учитель 121-й школы, гвардии старший сержант Дмитрий Дмитриевич Бутаков попросил учеников принести фотографии своих отцов-фронтовиков, и 9 Мая они прошли с этими фотографиями по улице. 

Современная история «Бессмертного полка» началась в 2011 году. Ветеранов уже тогда почти не оставалось. А без них какой День Победы? Мой друг Игорь Дмитриев и предложил: «Давайте в следующем году принесем к Вечному огню портреты наших дедов-фронтовиков». Идея показалась отличной. И втроем, с нашим другом Сергеем Колотовкиным, уже в 2012 году мы решили провести «Бессмертный полк» в Томске. Денег ни у кого не просили, нам было важно, чтобы «Бессмертный полк» был просто включен мэрией в программу праздника. 

Добро на проведение шествия получили. Скептики говорили, что вряд ли нам удастся собрать даже 500 человек. Но 9 Мая в ряды «Бессмертного полка» встали более 6 тысяч горожан. В колонне с портретами своих дедов, отцов, бабушек, матерей шли и банкиры, и политики, представлявшие разные партии, и общественные деятели, и чиновники, и простые люди разного возраста. Шествие объединило всех. Атмосфера была удивительная, искренняя. Оказалось, что людям это важно. 

Мы стали рассказывать о нашей томской акции на разных медийных площадках: журналистских фестивалях, форумах, конкурсах. И журналистское сообщество идею «Бессмертного полка» поддержало. Так «Бессмертный полк» стал проходить и в других городах.

Без политических и рекламных «примесей»

- Вы ожидали, что движение «Бессмертный полк» примет мировой масштаб?
- В 2012 году даже мысли такой не было. Спасибо нашим товарищам-журналистам, коллегам из разных городов, которые стали организовывать шествие у себя на местах. Без них ничего бы не произошло.

Для нас «Бессмертный полк» - это изначально была эмоциональная история, далекая от политики, коммерции, рекламы. В уставе «Бессмертного полка» мы определили принципы движения как некоммерческой, неполитической, негосударственной гражданской инициативы. И такой гражданской инициативой он остается. Мы хотим, чтобы День Победы был не формальностью, а живым, чистым, искренним праздником без любых политических, рекламных «примесей». 

Можно сказать, что за 7 лет традиция проведения «Бессмертного полка» уже сложилась. Сейчас мы больше уделяем внимания сайту нашего движения. На официальном сайте «Бессмертного полка» moypolk.ru создается народная летопись. Потомки ветеранов пишут свои семейные истории, выкладывают фотографии своих предков, документы военных лет. Если в 2015 году на сайте было более 250 тысяч историй, то на данный момент их более 422 тысяч.

Война коснулась каждой семьи, поэтому для каждого из нас «Бессмертный полк» - это личная, семейная история. 

- Какие истории запомнились вам больше всего? 
- Таких историй много. Например, девушка с Украины написала, что увидела на сайте фотографию своего прадеда. В истории, которую выложили неизвестные ей люди из Краснодарского края, он пропавший без вести. Начал уточнять детали. Оказалось, призывали его с юга России, семья его проводила. В боях на Украине был тяжело ранен, его спасла и выходила украинская женщина. Они поженились, и у него под Полтавой появилась другая семья. С ней он и остался после войны. И так бывало. Благодаря информации на сайте родственники встретились, познакомились. 

Цель - не просто помахать фотографиями

- В 2016 году был создан Межрегиональный центр поисковой работы «Бессмертного полка». Каковы его задачи?
- Задача центра - помочь людям самостоятельно собирать информацию о судьбе своих близких, погибших или пропавших без вести во время Великой Отечественной войны, проследить их боевой путь, установить места захоронения. Наши волонтеры помогают советами, в какие архивы можно обратиться в том или ином случае, потому что архивов много. Только в этом году помогли более чем 300 семьям. 

Сейчас есть идея копать глубже - сделать аналогичный проект для поиска солдат Первой мировой войны. Эта сложная история, но ее необходимо знать такой, какой она была. Например, у меня два прадеда воевали: один был за красных, другой - за белых. Это история моей семьи, моей страны. 

- Сергей, а кто из ваших родственников в «Бессмертном полку»?
- Я выхожу на шествие с портретом моего деда Ивана Адамовича Лапенкова. Он умер, когда мне было шесть лет. Остались совсем уж детские воспоминания. Недавно я выяснил, что часть, с которой дед прошел войну, базировалась в Кинешме, на Волге.

И в ее летописи есть страницы, посвященные Герою Советского Союза гвардии старшему лейтенанту Ивану Адамовичу Лапенкову. Дед командовал ротой, и 30 июля 1944 года с шестью солдатами они переправились через Вислу, захватили плацдарм и под огнем немцев удерживали его шесть часов, пока не переправились батальон и вся бригада. То, что они выжили, - это было чудо. В сентябре 44-го ему присвоили звание Героя. До того он уже получил ордена Красного Знамени и Красной Звезды. 

А в 45-м недалеко от Берлина дед был ранен и лишился обеих ног. Долго лечился в госпиталях, потом учился ходить на протезах. Он даже танцевал на них!
Когда начинаешь узнавать о том, как наши предки жили, воевали, защищали страну, понимаешь, что «Бессмертный полк» - это история не про то, чтобы выйти на улицу и помахать фотографиями. Это история о памяти, традициях семьи. 

news_right_column_240_400