Сергей Пасечник: Туризм никуда не исчезнет, но цены вырастут
news_header_top_970_100

Сергей Пасечник: Туризм никуда не исчезнет, но цены вырастут

Разразившийся летом кризис на туристическом рынке, безусловно, напугал россиян. Для многих отдых за границей стал хорошей, а главное, доступной традицией. О том, готовы ли турфирмы в грядущем сезоне предоставить надежные гарантии и что ждет турбизнес в перспективе, рассказывает известный казанский бизнесмен Сергей Пасечник.

О пирамидах


- Сергей Эмилидович, каковы причины массового банкротства на туристическом рынке в последние месяцы? Действительно ли некоторые фирмы работали по схеме финансовых пирамид, используя деньги новых клиентов, чтобы вернуть домой старых?
- Как известно, у силовиков загранпаспорта закрыли в сейфы. Служащие крупных госкорпораций тоже намек поняли и на всякий случай в этом году обратили свои взоры на просторы и курорты нашей родины, что явилось одной из весомых причин банкротства «Невы». Кроме того, на пике летнего сезона достаточно жесткую позицию заняли отечественные авиакомпании и зарубежные отельеры, в предыдущие годы позволявшие работать в кредит многолетним партнерам, что явилось причиной краха «Лабиринта». Хотя позже выяснилось, что в случае с этим оператором с хорошей в прошлом репутацией новыми владельцами акций оказались мошенники (сейчас они в международном розыске). Могу сказать, что в известной степени ситуацию подогрели журналисты, сгущая краски. Уверен, было много заказных статей, которые разжигали опасения туристов. Особенно на фоне военных действий на Украине и последующих санкций. И, конечно, сыграло свою роль ослабление рубля по отношению к евро и доллару.- С какого момента вы наблюдаете снижение спроса на туруслуги?
- Сразу после финансового кризиса в 2009 году. Несколько сезонов были нестабильными. К 2013 году ситуация стабилизировалась, однако известные события нанесли серьезный удар бизнесу. - Пару лет назад в интервью вы сказали, что около 80% туристического рынка в России занимают сомнительные компании, работающие по «серым» схемам и с очень большим дисконтом. С тех пор ситуация изменилась?
- Нет, скорее даже усугубилась. Раньше для открытия своей турфирмы нужно было получить лицензию, иметь минимум трехлетний опыт работы в этой сфере. Это обеспечивало минимальный порог вхождения в бизнес. Несколько лет назад лицензии отменили, на рынок пришло много непрофессионалов, желающих легко заработать. Они мало представляли себе все сложности и тонкости этого интеллектуального бизнеса, поставив, условно говоря, в офисе один стул и стол, дав рекламу в интернете и пообещав грандиозные скидки. Понятно, что до таких компаний (их в Казани около 900) ни у налоговых, ни у других проверяющих органов чисто физически руки не доходят.

О гарантиях


- Какие гарантии предоставляют турфирмы сегодня?
- С недавних пор появились определенные финансовые обязательства. К примеру, туроператор обязан застраховать свой бизнес - минимально на 30 миллионов или на 60 и 90, в зависимости от объемов продаж. Однако практика показывает, что крупным московским компаниям и этого покрытия не хватает. Их объемы продаж гораздо больше. В то время как для региональных туроператоров это, наоборот, слишком большое финансовое бремя - таких объемов в регионах просто нет. Последние два года туроператоры также ежегодно отчисляют по 100 тысяч рублей в фонд «Турпомощь» (к июлю в нем было около 400 миллионов рублей). Сейчас также обсуждается вопрос о введении таких гарантий для турагентств в размере от 500 тысяч рублей. Но последнее пока только в планах. - Принятое правительством постановление, по которому турфирмы должны выдавать билеты на обратный путь до начала путешествия, - это стопроцентная гарантия? Кстати, нужно ли государству в принципе вмешиваться в ситуацию на туристическом рынке?
- Государство начало вмешиваться в туристический бизнес в 2007 году, после серии масштабных природных катаклизмов, цунами в Индийском океане. Кто-то должен внепланово вывозить туристов. Тогда, в частности, было принято решение о том, что ответственность по вывозу туристов с места происшествия возлагается на туроператоров. Три года спустя появилась ассоциация «Турпомощь», призванная защитить туриста в случае несостоятельности туроператора. Кстати, в этом году она выручила многих туристов и вернула им деньги. А постановление, по которому турфирмы обязаны выдавать клиентам авиабилеты (в том числе и на обратный путь) не позднее, чем за 24 часа до вылета, имеет свои минусы. В частности, его порой трудно выполнить. Ведь зачастую туристы получают свои паспорта и визы в день накануне вылета, а то и поздно вечером.

О прогнозах


- Как выбрать надежную туристическую компанию?
- Каждый выбирает компанию по своим критериям. Прежде всего нужно определить те 80% и не поддаваться соблазну получить стоимость поездки «меньше, чем у других». Если говорить о надежности, то это и история компании, и ее финансовое положение, и многие другие факторы. Например, собственные офисы, транспорт. Что касается скидок, то я считаю, их просто не должно быть. К примеру, когда вы приходите в банк или больницу, не начинаете же там торговаться. А туристический рынок сегодня напоминает базар благодаря тем компаниям, которые дают скидки и с этого начинают свою рекламу. Конечно, для постоянного клиента можно сделать скидку, но сравнительно небольшую, иначе это просто невыгодно. В туризме комиссионное вознаграждение (не надбавка!) составляет порядка 10%. Поэтому самая максимальная скидка не должна превышать 3 - 5% (с учетом накладных расходов и налогов туркомпании легко прикинуть, что ей остается). Исходя из своих наблюдений, могу сказать: если человек нормально платит и не клянчит дисконт, то путешествие, как правило, превышает его ожидания. - Каковы ваши прогнозы относительно перспектив российского турбизнеса?
- Туризм никуда не исчезнет. Все предложения остаются. Может быть, их становится меньше и они приходят к реальным ценам. Из-за конкуренции слабые компании уходят с рынка, остаются лишь самые грамотные игроки. Очень хочется верить, что они без былого снобизма договорятся и разделят рынок в соответствии с его реальными потребностями. Что касается цен, то они, скорее всего, вырастут, хотя «низкие сезоны» никто не отменял.- Сегодня много говорят о нехватке кадров в туристической области. Так ли это?
- Действительно, хороших специалистов в нашей сфере не хватает. С одной стороны, туризм - область малоприбыльная. Здесь работают романтично-фанатичные профессионалы за небольшие деньги. Многие, проработав в бизнесе пару лет, думают, что способны создать свою компанию. И в итоге прогорают. Найм сотрудников, аренда, оплата налогов, реклама - все это непросто, если нет постоянного потока клиентов, которые оценили бы по достоинству. Одним словом, свою профпригодность нужно доказывать 2 - 3 года. Если говорить об отельном и ресторанном бизнесах, то там такие же проблемы. Недостаточный уровень сервиса, культуры, знания языков, терпимости... Все это приходит только с поколениями.

О привлекательности Казани


- Как, на ваш взгляд, можно повысить туристическую привлекательность Казани? Насколько город популярен сейчас?

- Казань находится среди лидеров российского туризма после Москвы, Санкт-Петербурга и, может быть, еще Сочи. Руководство республики многое делает для того, чтобы Казань была более привлекательной. Как сделать ее популярнее для туризма? Во-первых, держать город чистым в период осенне-весенней слякоти. Конечно, как бы мы не старались, наши условия не позволяют приблизиться к условиям европейских городов, где другой климат и машины почему-то всегда чистые.Кроме того, не хватает отелей, которые бы удачно вписывались в ландшафт нашей красивой природы, рек Волги, Казанки и других, отелей активного отдыха, где можно было бы задержаться на несколько дней вне столицы (за исключением горнолыжного комплекса). Но в целом тенденции позитивные. Универсиада показала: вся наша молодежь сработала очень хорошо. Все постарались, в результате все было по-европейски красиво и чисто. За последние годы никто из моих зарубежных и российских партнеров не разочаровался в нашем городе. Зато было много восторженных отзывов. Больше становится культурных и спортивных мероприятий. Все это тоже привлекает в наш город туристов, причем не только из России.