
Изображение сгенерировано с помощью ИИ
Недавно спросил младшую дочь, кем она хочет стать, когда вырастет. Та не задумываясь ответила, что будет блогером. Думаю, подобный ответ в наши дни получают многие родители.
Блогеров сейчас называют лидерами мнений, или инфлюенсерами. Трудно поспорить с такой формулировкой, ведь огромная аудитория позволяет им во многом влиять на восприятие той или иной информации, а порой и поставить под сомнение существующие этические нормы.
Следует понимать, что большая власть означает не меньшую ответственность. Так, ученые из Портсмутского университета, обобщив многочисленные исследования своих коллег, пришли к выводу, что деятельность блогеров зачастую имеет ряд негативных эффектов. Свою работу, вышедшую в журнале «Психология и маркетинг» (№42 от 4 марта 2025 г.), они озаглавили так: «Темная сторона инфлюенсеров».
Сахар, вейпы, алкоголь
Изучив опубликованные в социальных сетях материалы, ученые пришли к выводу, что блогеры часто пользуются доверием своей аудитории, чтобы заработать на рекламе вредных продуктов. Среди них различные БАДы, вредная еда, напитки с высоким содержанием сахара, разнообразные средства для похудения и многое другое.
Многие из этих товаров способствуют формированию нездоровых привычек, что лишь усугубляет ситуацию. Даже без прямой рекламы лидеры мнений могут романтизировать опасные явления, такие как употребление алкоголя и наркотиков. И аудитория воспринимает их как положительный пример.
Долгосрочные опросы респондентов подтвердили, что частота просмотра видеоблогов влияет на употребление нездоровых напитков у детей через два года.
Несложно заметить, что и российские популярные блогеры, например, активно участвуют в рекламе и популяризации азартных игр. И это не мешает им становиться лицами многих продуктов для подростков и даже принимать участие в школьных уроках «Разговоры о важном».
Фейки и дезинформация
Исследователи отмечают, что блогеры, устанавливая близкие отношения со своими подписчиками, становятся мощными лидерами мнений, порой даже более привлекательными, чем политики и знаменитости. Однако их знания не всегда превосходят знания других, и экспертиза может быть на уровне обычных людей.
Это несоответствие создает благоприятную почву для дезинформации. В то время как политические высказывания защищены конституцией, а деятельность журналистов ограничена существующим законодательством, работа блогеров часто остается без должного контроля. Например, высказывания многих блогеров привели к недоверию официальным рекомендациям в период пандемии COVID-19.
Удар по самооценке
Исследования показывают, что инфлюенсеры часто навязывают аудитории совершенно недостижимые идеалы внешности, используя для этого современные технологии. Самооценка их зрителей серьезно страдает, что подталкивает последних к вредным диетам или опасным косметическим процедурам и пластической хирургии.
Статистика и опросы дали понять, что просмотр контента в соцсетях снижает удовлетворенность своим телом, особенно у девушек-подростков.
Черная зависть
Блогеры создают ложные впечатления не только об идеальном теле, но и об идеальной жизни. Демонстрация бесконечных праздников, путешествий, гламура и богатства вызывает у людей зависть и чувство неполноценности.
Люди, просматривающие соцсети, испытывают необходимость постоянно поддерживать идеальный имидж, создавать впечатление насыщенной и богатой жизни, демонстрировать успех. А это не лучшим образом влияет на здоровье, вызывая тревогу и депрессию.
Откровенный обман
Блогеры в социальных сетях также нередко занимаются продвижением поддельных и контрафактных товаров. Исследования показывают, что 22% респондентов приобрели подделки после рекомендаций от своих кумиров.
Что хуже, некоторые инфлюенсеры не брезгуют продвигать опасные услуги, которые могут ударить по кошельку и здоровью людей, доверившихся им.
Утечки личной информации
Ученые предупреждают: блогеры в социальных сетях стали настоящими фабриками данных, собирая огромные объемы личной информации. Имея доступ к ней, инфлюенсеры сталкиваются с серьезными рисками - уязвимостью информации и киберпреступлениями. При этом исследователи отмечают, что лидеры мнений зачастую не осведомлены о своих законных обязанностях по обеспечению безопасности личных данных.