- Раскачать швейцарцев по отношению к России очень сложно, потому что до сих пор они настороженно относились к нашей стране. Проведение подобных саммитов как раз направлено на то, чтобы «затащить» представителей Министерства экономики Швейцарии в регионы, в Татарстан. Это беспрецедентный случай, когда впервые с момента возобновления дипломатических отношений с Россией в 1946 году швейцарцы что-либо проводят у нас не в Москве и Санкт-Петербурге.
После презентации Татарстана на инвестиционном форуме в Цюрихе, которая была очень масштабной, швейцарская сторона согласилась провести заседание в Казани. Сейчас мы ждем, что на следующий год будет продолжение, однако для этого нужно плодотворно поработать. Почему? Да потому что швейцарцы, кроме энергоносителей, золота и платины, ничего в России не знают и знать не хотят. Приехав сюда, они увидели, что из сотрудничества с Татарстаном могут получиться успешные совместные проекты - в сфере дорожного строительства, производства строительных материалов, того же цемента. Для нас это сотрудничество важно и престижно, потому что швейцарцы - это консерватизм и устойчивость.
- Планируется ли на саммите подписание каких-либо соглашений?
- Задача данного заседания - не подписание соглашений, а демонстрация потенциала Татарстана швейцарской стороне. Чтобы они своими глазами увидели, почувствовали и потом на основе своих же впечатлений рассказали тем, кого можно привлечь к взаимному сотрудничеству. А стыковки потом пойдут. Главное, чтобы иностранцы чувствовали себя здесь, как в Европе.
Для нас важно сейчас учиться работать в конкурентной среде. Швейцария - страна без природных ресурсов, умудряется занимать лидирующее положение в мировой кооперации. А когда на следующий год в Шенгенскую зону войдет, вообще станет мировым туристическим центром.
- На ваш взгляд, будут ли в ближайшем будущем приходить в Татарстан швейцарские банки со своими программами кредитования малого и среднего бизнеса?
- Вы знаете, швейцарские банки приходят туда, где есть выгодный бизнес. Придут потихонечку. Другой вопрос, а нужно ли нам, чтобы они сюда приходили? Получая кредит, мы работаем на свой финансовый сектор. Но надо готовиться к жесткой конкуренции, учиться грамотному ведению бизнеса. Везде уважают силу и уверенность. Надо называть вещи своими именами. Если мы выступаем как партнеры - да, тогда можно работать. А если рассматривать нас как сырьевой придаток и выкачивать из нас ресурсы - не выйдет. Для этого мы и существуем как торгово-промышленная палата, чтобы ставить подобные отношения на взаимовыгодные рельсы.