ШКОЛЬНЫЙ СТРЕСС

ШКОЛЬНЫЙ СТРЕСС

news_top_970_100

Общеизвестно, что отношения подростков с окружающим миром складываются непросто. Часто человек в возрасте 12 - 16 лет, увы, остается один на один со своими проблемами. Какие выходы из подобных ситуаций для него наиболее приемлемы? Какие проблемы доминируют, а какие, наоборот, второстепенны?

В трех регионах России, в гимназиях, где учебная нагрузка значительно выше, чем в общеобразовательной школе, психологи провели исследование на тему: "Чего боятся наши дети?".

Учащимся восьмых, девятых и десятых классов были розданы тесты, состоящие из 58 самых разных вопросов, так или иначе касающихся школы. В тестах выявлялись восемь факторов:

общая тревожная обстановка в школе;

переживание социального стресса;

неблагоприятный психологический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе;

страх самовыражения;

страх не соответствовать ожиданиям окружающих;

низкая физиологическая сопротивляемость стрессу;

проблемы и страхи, связанные с отношениями с учителями.

После анализа тестов выяснилось, что у современных подростков на первом месте оказался социальный стресс.

Второе место занял страх не соответствовать ожиданиям окружающих. И лишь на третьей и четвертой позициях оказались страх самовыражения и проблемы в отношениях с учителями. Это вызвало серьезную обеспокоенность психологов, ведь раньше считалось, что подростку трудно общаться скорее с преподавателями, а совсем не с одноклассниками.

Вот примеры вопросов из теста об отношениях с окружающими, на которые большинство школьников ответило "да": "Случалось ли, чтобы кто-нибудь из твоего класса бил или оскорблял тебя?", "Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?", "Похоже ли, что большинство одноклассников не обращает на тебя внимания?", "Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?", "Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?".

А вот вопросы, на которые большинство детей отвечало "нет": "Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?", "Хорошо ли ты себя чувствуешь рядом с теми одноклассниками, к которым другие относятся с особым вниманием?" и так далее.

Часто в анкетах встречались и такие ответы: "Мне кажется, я никому не нужна (не нужен)", "Я одинока (одинок)", "У меня мало друзей" и другие подобные им ответы.

На основании исследования психологи сделали вывод, что стресс современные подростки испытывают вовсе не от учебных перегрузок, а из-за серьзных проблем в отношениях с окружающим миром.

Татьяна КОЛПАКОВА.

news_right_column_240_400