Сиделка: один день в компании пожилого человека

Попробовав поухаживать один день за лежачим больным, наш корреспондент попыталась ответить на вопрос: в чем заключается работа сиделки и с какими трудностями сталкиваются скромные труженики патронажной службы?

news_top_970_100

Трудоустройство

Звоню по объявлению о наборе сиделок в одну из казанских служб и объясняю работодателю, что хочу попробовать себя в роли сиделки. Мужчина по телефону ответил категорическим отказом:

- Вы с ума сошли! Весь наш персонал имеет медицинское образование и опыт работы. Сиделка - это не шутки, а вы к тому же еще в газете хотите свои наблюдения напечатать. Нет, нет и нет!

Убеждала его долго. К счастью, мои аргументы оказались сильнее. Сошлись на том, что одну с больной меня не оставят: уж слишком большая ответственность. Я буду помощницей сиделки по уходу за пациентом и изменю в публикации все имена.

Знакомство

Рабочий день сиделки начинается в 9 утра. У подъезда дома, где предстоит работать, меня встречает скромно одетая женщина бальзаковского возраста. Василиса Макеева - моя наставница на сегодняшний день.

- Переживаешь? - спрашивает Василиса Олеговна.

- Есть немного: никогда за больными стариками не ухаживала, - признаюсь я. - На свою бабушку почему-то времени не хватает, а тут нужно заботиться о постороннем пожилом человеке.

- Не переживай! Нам повезло, Закие Мансуровне 83 года, она очень приятная женщина, капризничает редко, любит пошутить. С такими людьми приятно работать, - говорит Василиса. - Ну все, пошли знакомиться.

Старую черную дверь на первом этаже Василиса Олеговна открыла своим ключом.

- Иди отсюда, видеть тебя не хочу! Криворукая! Где вас только набирают, таких неуклюжих?! - встретил нас женский крик.

В прихожую выбежала заплаканная девушка. Поздоровавшись с Василисой Олеговной, она быстро сняла с вешалки пальто и исчезла. Вот тебе и приятная женщина, подумала я. После такой сцены стало еще страшнее приступать к работе... Но я мужественно прохожу в маленькую, но светлую и уютную комнату и вижу на кровати пожилую худенькую женщину со следами былой красоты - длинные седые волосы, большие черные глаза, аккуратные морщины... Потом замечаю книжный стеллаж, где, кажется, собрана вся русская классическая литература от Феофана Прокоповича до Александра Солженицына. На подоконнике много цветов. Столик, что возле кровати, завален лекарствами, а в углу стоит инвалидная коляска.

- Закия Мансуровна, знакомьтесь, это Алина, моя помощница на сегодняшний день, - представляет меня Василиса Олеговна.

Пожилая женщина внимательно меня осмотрела, но ничего не сказала. Не лучшее, однако, начало... Пока моя наставница готовит все для утреннего купания, пытаюсь наладить контакт с подопечной:

- У вас много книг. Любите читать?

- Да, до болезни я была школьным учителем русского языка и литературы, книги - неотъемлемая часть моей жизни. Посмотри, у меня даже телевизора нет. Все свободное время, а у меня его теперь много, я читаю, - отвечает пенсионерка.

- Для водных процедур все готово, помоги мне, - командует Василиса.

Уход

Под руководством моей напарницы принимаюсь за обтирание пенсионерки. По ее совету щедро намочила махровое полотенце, протерла сначала лицо, затем шею, руки, грудь, живот, ноги. Никакой брезгливости не ощущаю, но замечаю, что Закия Мансуровна смущается: «Давай, я сама попробую, все-таки руки у меня еще работают». Тем временем Василиса Олеговна отправляется на кухню готовить завтрак, а мне поручает сделать уборку комнаты - помыть полы, пропылесосить и смахнуть пыль. Пока убираюсь, нахожу старую черно-белую фотографию. На ней красивая молодая женщина с длинной густой косой сидит рядом с высоким привлекательным мужчиной в костюме. На коленях у него, как две капли воды похожая на мужчину, маленькая девочка с куклой в руках.

- Это 1958 год. Мне здесь 25 лет, рядом со мной муж Асхат и доченька Ильмира. Чудесная фотография, правда? Мы с семьей тогда впервые поехали отдыхать в Сочи. Ильмирка была такая счастливая! Очень море ей понравилось, - вспоминает Закия Мансуровна. - Мы вообще любили путешествовать, столько городов объездили, но съездить в Сочи во второй раз не получилось. Десять лет тому назад от рака умер Асхат. Эта потеря меня подкосила - инсульт. Потом было долгое восстановление и в итоге паралич нижних конечностей.

- Закия Мансуровна, ваша любимая овсяная каша готова, - Василиса Олеговна выходит из кухни с тарелкой в руках.

Пенсионерка устраивается на кровати полусидя и приступает к завтраку. А мы с Василисой идем на кухню за чаем.

- Закия Мансуровна так хорошо отзывается о дочке, но где она? Зачем сиделка при живом взрослом ребенке? - спрашиваю я.

- У Ильмиры своя семья, она много работает и ухаживать за матерью не может. Ей проще заплатить нам с напарницей по двадцать тысяч, но на выходных она иногда забегает, - деликатно отвечает Василиса.

Прогулка

- Я пока поменяю постельное белье, а вы погуляйте на улице. Погода сегодня прекрасная... справишься? - руководит мной Василиса дальше.

Одев свою подопечную и усадив ее в инвалидное кресло, направляюсь с ней на прогулку. В подъезде сразу сталкиваюсь с трудностью - нет пандуса. К счастью, в это время по лестнице спускается сосед, которого прошу помочь вывезти коляску на улицу. Во время гулянья пожилая женщина стала неузнаваемой. Она много шутила, делилась воспоминаниями о детстве и жизни с мужем. Слушать ее было одно удовольствие! Все истории наполнены позитивом. Чувствовалось, несмотря на болезнь, жизнь в женщине бьет ключом. К полудню мы вернулись домой. К тому времени Василиса Олеговна поменяла постельное белье.

«Она звалась Татьяной...»

Переодев больную в чистую одежду, аккуратно кладем ее на кровать. Наставница спешит в магазин за продуктами, предварительно дав мне указания: «Покорми Закию Мансуровну обедом, дай таблетки, укрой и уложи спать». Когда все поручения были выполнены, перед сном пенсионерка просит меня почитать свой любимый роман Александра Пушкина «Евгений Онегин».

- Помню, когда в школе училась, ходила в драматический кружок. Там впервые познакомилась с этим романом и сыграла Татьяну, - улыбается женщина. - Главная героиня настолько понравилась, что, собственно, из-за нее теперь перечитываю произведение многократно. Только с выражением читай, а то не усну!

«Лунная соната»

...Вместе со своей слушательницей неожиданно задремала и я. Очнулась от голоса Василисы. За это время она успела и в магазин сбегать, и что-то приготовить. Проснулась Закия Мансуровна в отличном расположении духа:

- Ну что, девочки, ужинать будем? А то от запаха еды даже голова кружится. Вась, неси свою стряпню! - так она любовно называет Василису.

А я должна поменять своей подопечной памперс. Признаться, этого боялась больше всего: думала, не справлюсь... Но все оказалось проще, чем я себе представляла. За столом втроем, Закия Мансуровна не скупится на комплименты:

- Молодец, Вась, вкусно готовишь! Я тоже по молодости любила своих удивлять. Бывало, как наготовлю пирогов с яблоками, мясом, все соседи на запах сбегались. Но больше всего Асхату нравились мои пирожки с капустой. Поест их и мои руки целует.

Пока Василиса Олеговна моет посуду, пожилая женщина просит меня поставить что-то из классической музыки. Сошлись на Бетховене. В итоге мой рабочий день помощницы сиделки заканчивается под величественную мелодию знаменитой «Лунной сонаты». В 9 вечера нас с Василисой сменяет другая женщина. А я ловлю себя на мысли, что привязалась к Закие Мансуровне. Мне будет не хватать ее трогательных семейных историй и лучезарной улыбки. На прощание мы крепко обнимаемся и я обещаю, что буду ее навещать.

Вывод

Да, работать сиделкой, оказывается, совсем не просто - нет ни минуты на то, чтобы расслабиться. Но что удивительно, особой усталости я не почувствовала - наверное, потому что хорошим людям всегда приятно помогать. Закия Мансуровна стала для меня примером того, что ни при каких обстоятельствах нельзя терять оптимизм и любовь к жизни. Но самое главное, я поняла, как одинокие пожилые люди нуждаются в нашем внимании, любви и заботе. Причем многого они и не просят. Им за счастье - просто поговорить...

Остается только добавить, что в патронажной службе, где я работала, за 12 часов дежурства сиделка получает 1200 рублей. Персонал, в составе которого 20 сиделок, прошел жесткий отбор. Главное условие - медицинское образование и стаж работы в сфере здравоохранения не менее одного года. Возраст тоже имеет большое значение - сиделке должно быть от 30 до 45 лет. А перед тем как приступить к работе, сотрудники патронажной службы проходят серьезное психологическое тестирование.

news_right_column_240_400