Скорая помощь: кто поможет больнице?

Каждый день из телевизионных сводок происшествий мы узнаем о пожарах, автоавариях, о том, что люди падают с высоты, получают травмы дома и на производстве... Но то, что происходит с пострадавшими дальше, чаще всего оказывается за кадром. А вот это как раз и есть самое интересное.

news_top_970_100

В Казани тех, с кем беда приключилась неожиданно, привозят в больницу скорой медицинской помощи. Это бывшая 15-я горбольница. В ней оказывается полный комплекс помощи, который может понадобиться пострадавшему: травматология, хирургия, нейрохирургия, челюстно-лицевая хирургия, кардиология, реанимация.

Если поступает пациент с инфарктом, тут все ясно - на вахту выходят кардиологи. Но когда вместо человека привозят кровавое месиво и становится понятно, что печень разорвана - нужен хирург, череп разбит - необходим нейрохирург, кости переломаны - зовут травматолога обычного и челюстно-лицевого, у операционного стола собираются представители всех медицинских специализаций «пятнашки». Кардиолог и реаниматолог, понятно, тоже начеку.

А случаи бывают самые разные - от банального аппендицита до массовых катастроф. Из совсем свежих примеров - когда в течение часа в БСМП поступили 13 человек с травмами разной степени тяжести - жертвы ночных стритрейсеров, и хирурги всю ночь простояли у операционных столов. Или женщина, с которой сняла скальп собственная собака бойцовой породы. Представьте, когда к врачам доставляют человека без лица - век, губ, ушей... И работать им приходится с освежеванным черепом. Понятно, почему по уровню стресса работа хирургов приравнена к работе космонавтов.

От того, как сработают врачи, зависит главное - жизнь пациента, степень его адаптации. Врачи здесь творят настоящие чудеса, собирая человека после страшной аварии буквально по частям и даруя ему жизнь, но далеко не все зависит от профессионализма врачей. Современная медицина одной лишь слуховой трубкой да опытом не обходится, тем более когда нужна экстренная помощь. В БСМП для этого есть все необходимое оборудование, но срок его действия, увы, истекает. Хорошо бы, например, обновить наркозный аппарат, при специфике этой больницы, как вы понимаете, без него вообще не обойтись.

- Сейчас есть наркозные аппараты с особо чувствительными приборами, которые чутко реагируют на состояние больного, регулируют подачу кислорода, азота, - мечтательно говорит зам. главного врача, хирург высшей категории Джеудэт Гафуров. - Или, например...

Впрочем, этого «или» набирается слишком много. А еще здесь идет капремонт, который никак не удается завершить из-за отсутствия финансирования.

Есть и еще один чисто специфический момент. Все хирурги имеют особую надбавку к зарплате - «за кровь». Кровь, как известно, - источник заражения такими смертельными заболеваниями, как гепатит С, ВИЧ-инфекция. Вот за риск заразиться и доплачивают хирургам. В других больницах проще: больного планово госпитализируют с уже готовыми анализами на пресловутые инфекции, и если они положительные, то у медперсонала есть возможность принять какие-то дополнительные меры защиты от заражения.

Врач больницы скорой медицинской помощи такой возможности не имеет. Чаще всего ему на стол кладут истекающего кровью человека без имени, даже возраст приходится определять на глазок, и говорить об анализах не приходится. Это уже потом, через положенный срок, выясняется, что у больного ВИЧ или гепатит С, а врач вспоминает, как во время операции он скальпелем или круглой зашивочной иглой порвал перчатку... За этот риск врачу доплачивают 80% от стоимости часа, затраченного на операцию. Здесь будет полезно обратиться к очень занимательной математике. Заслуженный хирург 17-го разряда (18-й разряд - уже потолок) с массой регалий имеет зарплату 4 677 рублей 60 коп., хирург без звания и стажа - 3299 рублей 90 коп. Таким образом, первый за один час работы за хирургическим столом получает 29 рублей 23 копейки, а второй - 20 рублей 62 копейки. За риск заражения надбавка составит, соответственно, 23 и 16 рублей с копейками. Вот на сколько государство застраховало хирургов от смертельных заболеваний!

Но и это не единственное специфичное отличие работы врачей больницы скорой медицинской помощи... Если другие больницы могут именовать себя чистыми, поскольку туда поступают по направлениям из поликлиник благонадежные граждане, то в «пятнашку» часто привозят умирающих от передозировки наркоманов из притонов, грязных и вшивых, потерявших человеческий облик бомжей, опустившихся до предела, причем не только физически, но и морально. Один такой пациент набросился на врача с ножом, когда тот сделал ему замечание за лузганье семечек в помещении, - он чудом выжил. Пока не забыты тут и времена мафиозных разборок, когда вместе с подстреленным братком в операционную вваливалась толпа «друганов» и хирург оперировал со стволом у виска, напутствуемый словами: «Если что будет не так, застрелю». Теперь здесь дежурит охрана и врачи относительно спокойны.

В таких условиях стерильность соблюсти особенно трудно, но удивительно - БСМП удалось избежать бича российских клиник - внутрибольничных инфекций: их здесь не было ни разу.

Специфический контингент и экстренность госпитализации больных в БСМП накладывают еще одну неприятную особенность. Как известно, по системе ОМС за каждого отдельного больного учреждению платят при наличии у того страхового медицинского полиса. Но это в обычную клинику без полиса не госпитализируют, а в БСМП ситуация иная. Когда человека привозят после аварии или подбирают без сознания на улице, номер страхового полиса у него не спросишь. Хорошо, если у пациента окажутся заботливые родственники, которые потом этот полис в больницу принесут. А если нет, больной выписывается, а труд персонала и потраченные медикаменты так и остаются неоплаченными страховой компанией. Нетрудно догадаться, какой процент пациентов врачи БСМП лечат «задаром».

И все же, и все же... Несмотря ни на что в БСМП работают одни из самых лучших хирургов Казани, самый профессиональный средний медперсонал. Все они, в принципе, могли бы найти работу и поспокойнее, но... «Конечно, можно без нервотрепки всю жизнь за хорошую зарплату просидеть в кабинете. Но тогда ты никогда не почувствуешь себя таким нужным, ЖИЗНЕННО необходимым, как здесь... - сказал мне хирург. - Спасая жизнь человеку, которая висит на волоске, уподобляешься Богу. Это покруче высоких званий и большой зарплаты будет».

Не уличайте врача в нескромности - лучше послушайте отзывы бывших безнадежных больных, которые свое второе рождение здесь, в БСМП, называют не иначе как чудом, а своих спасителей - богами.

 

Светлана ГОРДЕЕВА

news_right_column_240_400