Служба 112: кто первым приходит на помощь татарстанцам, попавшим в беду

C начала 2016 года оперативные дежурные ГБУ РТ «Служба экстренных вызовов - 112» приняли 883100 звонков, сформировали и направили в экстренные оперативные службы более 273597 заявок. Корреспондент «Казанских ведомостей» узнала специфику работы службы 112.

news_top_970_100

Система вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112 в Татарстане была запущена в пилотном режиме в 2009 году.

- Наша республика стала первым в России субъектом, где в 2013 году было принято окончательное решение о вводе в эксплуатацию системы 112, - комментирует директор ГБУ РТ «Служба экстренных вызовов - 112» Ольга Лозовая.

На сегодняшний день обработка вызовов по единому телефонному номеру 112 в Татарстане осуществляется в двух центрах - в Казани и Набережных Челнах.

По словам Ольги Лозовой, главное преимущество этой службы в том, что, позвонив по единому номеру 112, можно сразу вызвать на место происшествия специалистов различных профильных ведомств. Это могут быть сотрудники МЧС, скорой помощи, газовой службы, полицейские. Оператор примет вызов и сам направит сообщение о происшествии в соответствующие экстренные оперативные службы. В службе 112 работают сотрудники с высшим и средним специальным образованием. Каждый оператор должен знать минимум два языка, включая русский.

Большая комната заставлена столами, за которыми сидят операторы. У каждого на рабочем месте телефон и компьютер. Сегодня на смене отвечают на звонки 17 человек, всего же в службе работают 79 сотрудников. Работа кипит, звонки поступают почти непрерывно.

- Алло! Оператор 17. Чем могу вам помочь? - отвечает на вызов оперативный дежурный Люция Хабибуллина. - Диктуйте адрес, направляем к вам скорую помощь.

В короткий промежуток между звонками задаем вопрос оператору:

- Много звонков через вас проходит?

- Работаем в бешеном темпе - за смену (а это 24 часа) принимаем до 6 тысяч вызовов, - рассказывает Люция Хабибуллина. - Обращаются с совершенно разными проблемами: ДТП, пожары, покушение на убийство, грабежи, проблемы со здоровьем…

Разговор прерывает очередной звонок. Оператор принимает вызов, за считанные секунды задает заявителю нужные вопросы, заносит в карточку происшествия полученные сведения, делает рассылку этой информации в электронном виде в различные ведомства. На всю операцию уходит около минуты. Так служба 112 выполняет роль посредника между теми, кому требуется помощь, и теми, кто может ее оказать.

- Некоторые заявители жалуются, что мы интересуемся ненужными данными. Но каждый наш вопрос важен для составления полной картины случившегося, чтобы направить на происшествие соответствующие службы, - объясняет Люция Хабибуллина.

В комнате стоит шум от голосов операторов. В рабочее время они ни на минуту не могут покинуть свое место. «Он вам угрожает?», «Давление измеряли?», «Скажите свое точное местонахождение», «Розлив топлива есть?» - доносится со всех сторон.

Пока я вслушивалась в разговоры других операторов, моя собеседница приняла с десяток звонков, среди которых были и детские шалости, и ложные вызовы. Однако и такие заявки нужно оформлять по правилам.

- Мы не определяем, ложный вызов или нет, заполнить карточку нужно в любом случае. Нередко в службу 112 звонят как в справочную. Но нельзя долго занимать линию, потому что в это время может звонить человек, который действительно нуждается в помощи, - говорит оператор.

Количество звонков заметно возрастает вечером в пятницу и выходные дни. На динамику входящих вызовов влияют погодные условия и даже полнолуние.

Чувствую, что от постоянных звонков начинает болеть голова. Не представляю, как здесь можно работать 24 часа подряд.

- Со временем привыкаешь. Главное в нашей работе - стрессоустойчивость. Случаи бывают разные, иногда специалисты профильного ведомства физически не успевают приехать на место происшествия вовремя, и человек умирает. Естественно, мы живые люди и так или иначе пропускаем эту трагедию через себя. Но нужно понимать, что это работа и повлиять на ситуацию ты можешь, лишь оформив вовремя заявку, - объясняет Люция Хабибуллина.

Система обеспечивает вызовы экстренных оперативных служб по единому номеру 112 на территории России. Она предназначена для оказания экстренной помощи населению при угрозах для жизни и здоровья, для уменьшения материального ущерба при несчастных случаях, пожарах, нарушениях общественного порядка и при других происшествиях и чрезвычайных ситуациях. В течение нескольких секунд информация о каждом вызове в электронном виде поступает оперативным службам, которые принимают меры по ликвидации последствий происшествия.

Звонить можно с мобильных и стационарных телефонов, в том числе с общественных таксофонов. Дозвониться по номеру 112 можно даже без сим-карты и при отрицательном балансе. Звонки принимаются круглосуточно и бесплатно. Родители должны объяснить детям, как звонить на номер 112. Ребенок должен назвать свое имя, имена родителей, домашний адрес, номер домашнего телефона и  номер телефона родителей.

По данным на 2016 год, вызовы экстренных оперативных служб распределяются следующим образом: 27% звонков направлено в Министерство здравоохранения РТ и МВД по РТ, 17% - в МЧС РТ, 25% - в ЕДДС муниципальных образований РТ, 2% - в структуры ЖКХ, 1% - в УФСБ РФ по РТ и аварийную газовую службу.

Номер 112 определен в том числе для принятия сообщений по вопросам конфликтов на национальной и религиозной почве.

news_right_column_240_400