Реформированию системы образования мешают демографический спад и плохие дороги

На прошедших в Госсовете РТ 25-х парламентских слушаниях с участием премьер-министра РТ Рустама Минниханова и Председателя Госсовета РТ Фарида Мухаметшина рассматривался вопрос о малокомплектных школах. Министр образования и науки РТ Раис Шайхелисламов предложил сменить негативное название проекта «Оптимизация и реструктуризация сети сельских образовательных учреждений» на более позитивное: «Доступность качественного образования в сельских школах».
- Реструктуризация сети образовательных учреждений рассматривается нами не как цель, а как средство решения назревших проблем, - заявил главный педагог республики.А проблемы таковы. В сельских школах, и без того немногочисленных, год от года учеников становится все меньше. Причин тому несколько: демографический спад, вымирание малых деревень, миграция сельской молодежи в город. Не чужда эта проблема и Казани. На 2007 - 08 учебный год министерством образования республики планируется реорганизовать школу в поселке Аракчино из средней в начальную. Пять школ: в поселках Игумново, Беляевском, Ферма-2, коррекционные школы №56, 76 - закрыть из-за нерентабельности.На выполнение этой программы по решению правительства РТ на средства республиканского бюджета было закуплено 85 школьных автобусов и еще 27 получено в рамках приоритетного национального проекта «Образование» за счет средств федерального бюджета. Это позволило создать в нынешнем учебном году 103 базовые школы, в которые организован подвоз более 4 тысяч учащихся (603 из них казанские школьники) по 153 маршрутам.- Большинство выпускников сельских школ неохотно выбирают для сдачи ЕГЭ физику, математику, химию, потому что в малокомплектных школах они не могут получить качественные знания, - говорил с трибуны Раис Шайхелисламов. - Преподаватели, чтобы набрать ставку, вынуждены заменять нескольких предметников: учитель истории дополнительно ведет уроки физики, химии, а преподавательница дошкольного обучения - физкультуру, ОБЖ. Это, конечно, негативно сказывается на уровне знаний учащихся.Обучение в базовых школах намного качественнее, и возможности развиваться у детей больше: здесь есть все предметники, проводятся факультативные занятия, организованы различные кружки. Автобусы используются и для других поездок - у сельских детей появилась возможность посещать спектакли, выставки, участвовать в конкурсах, соревнованиях за пределами мест своего проживания.Но целенаправленная работа муниципальных органов и городских округов по реформированию системы общего образования буксует из-за отсутствия асфальтовых дорог к большинству сел и поселков, где могли бы быть организованы базовые школы. Для реализации проекта на 2007 - 09 годы потребуется построить и капитально отремонтировать около полутора тысяч километров автомобильных дорог и полсотни мостов, приобрести более 300 автобусов, обеспечить их техническое обслуживание. Необходимо также укрепление материальной базы подобных образовательных учреждений, подключение интернета. С созданием базовых школ возникает и социальная проблема - трудоустройство освободившихся учителей (всего предполагается сократить 5860 штатных единиц). С каждым годом управлениям образования становится труднее решать этот вопрос. Все это требует денежных средств, и немалых. Лишь на эксплуатацию, содержание и перевозку детей в этом году запланировано израсходовать около 94 млн. рублей.
КВ
Лента новостей