Рифкат Минниханов - главный эксперт на «Дорожном радио»

Начальник УГИБДД МВД по РТ Рифкат МИННИХАНОВ относится к редкому типу открытых для народа руководителей. Чего только стоят его ежедневные выходы в эфир «Дорожного радио», где он лично отвечает на вопросы автолюбителей. Столь же открыто Рифкат Нургалиевич ответил прямо в радиостудии и на вопросы корреспондента «КВ».

- Конечно. Работа в студии дает возможность живого, активного диалога с широкой аудиторией автомобилистов. Этим нужно пользоваться как можно чаще, потому что проблема и конкретный путь ее решения актуальны для человека прямо сегодня, сейчас, а не через неделю или месяц. Реализовать такую возможность позволило сотрудничество с «Дорожным радио». Вопросы приходят ежедневно в прямом эфире, на сайты студии и Управления ГИБДД МВД по РТ, по контактным телефонам программы «Движение без опасности».

- Считаете ли вы, что одной из самых действенных мер по пресечению нарушений ПДД является ужесточение законодательства? Значительное повышение штрафов? Лишение прав пожизненно?

- Безусловно. Когда экономические и моральные издержки в результате нарушений ПДД становятся для гражданина, во-первых, неизбежными, а во-вторых, обременительными, свое отношение к закону он просто вынужден менять. И главное - усиление санкций за нарушения ПДД всегда сказывается положительно на профилактике аварийности.

- В Казани активно работают видеокамеры, фиксирующие превышение скоростного режима и проезд на красный сигнал светофора. Редкий водитель не получал по почте заказного письма от ГИБДД с квитанцией на оплату штрафа. Повлияло ли это на культуру вождения?

- Водители стали ездить более осторожно - это факт. Число аварий сократилось на 14 процентов, а это 499 ДТП. Это значит, меньше и погибших, и пострадавших. В других городах и на автодорогах республики, где нет видеокамер, снижения уровня аварийности не наблюдается. Но видеокамеры в этом году и там появятся!

- Правда ли, что в этом году количество видеокамер в Казани увеличится в два раза?

- Да, и в результате стационарных видеокамер станет 200, передвижных 100.

- Представьте, что вы лично стоите на посту ГИБДД и останавливаете автомобиль, превысивший скорость. Водитель объясняет, что спешит отвезти в больницу роженицу. Как вы поступите в этой ситуации: в четком соответствии с правилами или человеческий фактор превысит букву закона и вы отпустите водителя, нарушившего правила в форс-мажорных обстоятельствах?

- В таком случае я не стал бы препятствовать и оказал содействие, чтобы скорее и безопаснее доставить человека в больницу. Но хочу напомнить, что из-за превышения безопасной скорости происходит каждое третье ДТП.

- А как вы оцениваете уровень ответственности наших пешеходов? Ведь и они несут обязательства по обеспечению безопасности на дорогах.

- Я полагаю, вы рассчитываете услышать резкую критику, но вынужден вас разочаровать: в подавляющем большинстве наши пешеходы законопослушны и осторожны. Беда в том, что сама организация их движения и по уровню комфорта, и по безопасности далека от совершенства. Зачастую пешеходы вынуждены нарушать правила, подвергая свою жизнь риску. Приведу характерные примеры: оживленные автодороги рассекают многие наши села на две части. А изолированных переходов, внешнего освещения, а нередко и тротуаров здесь просто нет. Широкие многополосные городские магистрали до сих пор не имеют разделительных полос и пешеходных ограждений безопасности. Многие водители игнорируют преимущество движения пешеходов даже на регулируемых перекрестках и обозначенных разметкой переходах.

Конечно, есть и откровенно безответственные пешеходы. Для них и ограждение не препятствие, и красный свет не сигнал опасности, и инспектор ДПС не представитель закона. Воспитывать, менять психологию и стереотипы поведения таких людей сложно. Зачастую мы просто не успеваем остановить пеших нарушителей, и по собственной беспечности они попадают под колеса. Так, 179 ДТП, или 14 процентов, в этом году совершено из-за нарушения Правил дорожного движения пешеходами. В них погибли 25 и получили ранения 157 человек. Основным нарушением правил со стороны пешеходов является переход проезжей части в неустановленном месте.

- В Германии существует понятие «гражданский полицейский». Как вы думаете, приживется ли у нас в обществе такое явление?

- Гражданский полицейский - это обычный гражданин, сообщающий полицейскому о каких-либо нарушениях на дороге - по доброй воле и по долгу совести. В Германии такую ответственность на себя берут 99 процентов жителей. А у нас один процент. И то, как позже выясняется, это, как правило, сведение счетов с недругами. Я не думаю, что подобное явление у нас когда-нибудь приживется. Менталитет не тот. А жаль. Польза от гражданских полицейских огромная.

- Чем вы увлекаетесь вне работы?

- Беговыми и горными лыжами, плаванием, футболом. Но главное для меня и после работы - все-таки работа. Вернее, та ее почти творческая часть, где я могу найти эффективное решение, оригинальный подход к проблеме, проявить гибкость в общении с прессой, коллегами и подчиненными, творчество и фантазию в общении с ребятишками из детских садов и школьниками. И, конечно, в области применения своих научных знаний и опыта в практике ГИБДД.

КСТАТИ. Напомним, вы тоже можете задать вопрос Рифкату Минниханову и получить ответ в эфире 91,1 ФМ! Вопросы в передачу «Движение без опасности» принимаются ежедневно в студии «Дорожного радио» по телефону 5-333-999. Каждого участника программы дополнительно информируют работники студии, когда и в какое время в эфир выйдет его диалог с начальником УГИБДД МВД по РТ.

КВ
Лента новостей