Юрий БАШМЕТ: «ЛЮДИ ИЗГОЛОДАЛИСЬ ПО ХОРОШЕЙ МУЗЫКЕ»

На минувшей неделе в Казани дал единственный концерт оркестр «Новая Россия» под руководством легендарного Юрия БАШМЕТА.
Башмет по праву считается лучшим альтистом планеты. Именно он открыл для широкой публики скрытые возможности этого инструмента. "Альт необычный, засекреченный. Даже мистический.Он сконструирован раньше, чем скрипка и виолончель. Это инструмент аристократов, и если музыканту удается преодолеть все сложности характера альта, с инструментом происходит метаморфоза, как с Золушкой", - так говорит маэстро.Перед концертом Юрий Башмет встретился с казанскими журналистами. Пресс-конференция началась с вопросов о "Новой России".- "Новая Россия" соответствует своему названию. Во-первых, это самый молодой оркестр, и во-вторых, здесь играют молодые люди. Зачем мне это нужно? А я люблю работать с молодыми, - рассказал Юрий Абрамович. - Старые профессионалы умеют что-то очень хорошо делать, но если появляется новое, необычное, им бывает сложно перестроиться. Согласитесь, человеку до тридцати лет легче и проще принимать нестандартные решения, чем после сорока. Молодой оркестр - он подвижный, гибкий. И взрывоопасный. Это мне особенно нравится.На протяжении многих лет мне предлагали возглавить разные оркестры. Но по разным причинам я отказывался. А когда предложили руководство "Новой Россией",  согласился с радостью именно потому, что этот оркестр молодой. Конечно, я понимал, что у оркестра будет мое лицо. Это совершенно естественно, потому что звучание, лицо любого коллектива определяет его руководитель. Это так же, как и отпечатки пальцев: они неповторимы и вы не найдете двух человек с одинаковыми отпечатками. Так и два оркестра никогда не сыграют одинаково одно и то же произведение.- Юрий Абрамович, вы ощущаете конкуренцию со стороны других оркестров?- Конкуренция есть, как и везде. Другое дело, что в Москве появилось многовато оркестров, чей профессиональный уровень оставляет желать лучшего. Но надо рассуждать так: если оркестр собирает залы, значит, его существование уже оправданно.Вообще, я не думаю, что исполнитель классической музыки способен собрать миллионы зрителей. Потому что классика - все-таки элитарный вид искусства, и она должна им оставаться. Свой жанр я на потребу дня удешевлять не буду.- Вы чувствуете разницу между провинциальной и столичной публикой?- В провинции зрители более открыты. Нельзя сказать, что в Москве нетемпераментная публика. Нет, темперамент у москвичей есть, но они действительно избалованы. Они чуть ли не каждый день могут слушать великих музыкантов. В Большом зале консерватории, даже когда я там учился, каждую неделю играли Ростропович, Рихтер, Ойстрах, Коган... Такого в других городах не было и нет. И сейчас, когда мы даем концерты в провинции, возникает такое ощущение, что люди изголодались по хорошей музыке.   Мы сейчас действительно много гастролируем, потому что концерты - это неотъемлемая и очень ответственная часть жизни нашего оркестра.Живой концерт необходим не только слушателям, но и самому оркестру. А в России к самому факту живого исполнительства прибавляется ощущение семейности, то есть я - ваш, а вы - мои. И ничего с этим не сделаешь... Даже если кому-то не нравлюсь, я все равно наш. Понимаете, для меня очень ценно понятие необходимости, востребованности. А гастроли по России и по миру - это и есть фактическое доказательство нашей нужности.Подготовили: Лилия ХАРИСОВА, Ольга ИВАНЫЧЕВА.КСТАТИЧем день рождения отличается от панихидыВ прошлом году Юрий Башмет отметил свой 50-летний юбилей. К этой дате была выпущена его книга "Вокзал мечты". - День рождения от панихиды отличается лишь тем, что юбиляр еще слышит речи в свой адрес, а покойник уже нет... - сказал в одном интервью маэстро. - К юбилею меня уговорили издать книгу. Я с детства воспитывался в уважении к печатному слову, и к созданию книг отношусь предельно серьезно, понимаю: литература - занятие не для дилетантов. Может, поэтому на любую мемуаристику смотрю скептически, вдвойне настороженно реагирую на исповеди артистов, втройне - на откровения их жен, любовниц или вдов. Неприятно, когда книга используется для сведения счетов. Между тем доля дерьма в большинстве воспоминаний очень высока. Даже о хороших людях почему-то умудряются рассказывать гадости. В мои планы не входило участвовать в разборках.
КВ
Лента новостей