МАКС-2013: налетали на 16 миллиардов долларов

Такова, по последним данным, сумма всех заключенных контрактов на Международном авиационно-космическом салоне.
Главный вывод, который можно сделать спустя два дня после глобального авиадейства, таков: несмотря на ряд серьезных проблем и вызовы нового времени, отечественный авиапром показал себя во всей имеющейся красе.Основная цель каждого МАКС в глазах организаторов и специалистов - демонстрация отечественных высоких технологий и неизменной готовности нашего внутреннего рынка к совместным проектам с зарубежными партнерами. А где еще как не на площадке подмосковного наукограда Жуковского можно создать у иностранных коллег наиполнейшее представление о достижениях, приоритетах и основных направлениях развития российского авиационно-космического комплекса. По оценкам оргкомитета, нынешний МАКС стал рекордным по числу участников - здесь собрались авиаторы из более чем 40 стран. Что есть сейчас?Среди представленных экземпляров - первый российский вертолет Ка-62, созданный в рамках международной кооперации с европейскими партнерами, которые работают над созданием отдельных узлов и агрегатов. Выставочный образец радует глаз, да и «начинка», поясняют инженеры, довольно «вкусная»: французский двигатель, отвечающий самым строгим требованиям экологичности и топливной эффективности, австрийская трансмиссия, а топливную систему вертолет получит от еще одной французской компании. Холдингу «Вертолеты России» уже удалось заключить контракт с Vertical de Aviacion на поставку 5 таких вертолетов. Эта же компания получит от «Вертолетов России» 5 аппаратов Ми-171А1 согласно тому же подписанному контракту. Компании планируют, что Ми-171А1 будет эксплуатироваться в Мексике дочерней компанией Vertical de Aviacion для выполнения грузопассажирских перевозок. В составе делегации «Вертолетов» выступал и наш Казанский вертолетный завод, которому тоже было чем похвастаться. Это новый вариант вертолета «Ансат» и вертолет «Ансат-У». Первый, несмотря на то что предназначен в первую очередь для корпоративных перевозок, вполне подойдет для перевозки грузов, поисково-спасательных операций, патрулирования и обучения пилотированию, поясняют разработчики. Процесс по сертификации гражданской версии вертолета с гидромеханической системой управления начался в 2011 году. Ранее казанцы разработали вариант «Ансата» с новейшей электродистанционной системой управления полетом. Но нигде в мире гражданские вертолеты с такой системой управления еще не сертифицировались, а потому основные требования к такой инновационной системе мировой практикой пока не выработаны. Для скорейшего вывода вертолета на рынок было решено скорректировать программу «Ансата» с учетом требований к традиционной гидромеханической системе, рассказывают предысторию на КВЗ. Такая трансформация не привела к увеличению взлетной массы вертолета и изменению его технических характеристик.Теперь детище КВЗ с гидромеханической системой управления получило сертификат типа Авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета (АР МАК). Торжественная церемония вручения сертификата прошла на МАКС-2013. В ней приняли участие руководители Министерства промышленности и торговли России, представители АР МАК, холдинга «Вертолеты России» и КВЗ. Сертификат подтверждает соответствие типовой конструкции вертолета «Ансат» нормам авиационных правил и позволяет начать коммерческую эксплуатацию этих вертолетов.А за представление вместе с Ка-62 еще одной новинки - Ми-38 - холдинг «Вертолеты России» стал победителем в конкурсе «Золотые крылья МАКС-2013» в номинации «Премьера МАКС-2013». Среди достоинств Ми-38 эксперты особенно выделяют сочетание грузоподъемности с высоким уровнем комфорта и не менее высокими показателями скорости.- Площадка уникальная, универсальная в том плане, что российскому авиапрому здесь можно показать себя в полный рост, - рассуждает директор по внешнеэкономическим связям КВЗ Валерий Пашко. - Самое главное, МАКС развивается, из года в год повышая свой уровень. Что не так? В этой огромной бочке с медом нашлось и несколько ложек дегтя - проблемы, которые в своем выступлении на пленарном заседании Международного авиационного конгресса в рамках МАКС-2013 обозначил Дмитрий Медведев.- Не секрет, что ставки по кредитам и лизинговые платежи у нас, к сожалению, значительно выше, чем у других государств, что, конечно, снижает конкурентоспособность нашей продукции, - отметил премьер-министр РФ. В правительстве России эту проблему, конечно, знают и, по словам Медведева, будут стараться ее решать. Проблемой уже более конкретной, считают участники, являются устаревшие бизнес-модели наших компаний, которые значительно снижают производительность труда, а значит, и вызывают сомнение в их окупаемости. Кроме того, у нас никак не завершится реструктуризация отрасли - на теле отечественной авиации до сих пор остаются «кровососы» в виде убыточных предприятий, которые нужно либо закрывать, либо перестраивать. Еще одна проблема, требующая бюджетных вложений, заключается в позиционировании России на глобальном уровне. Сегодня присутствие страны на мировом рынке обеспечивает преимущественно военная продукция, а наших гражданских аппаратов - менее процента. Эксперты уверены: даже 3-процентное присутствие по гражданским аппаратам потребует колоссальных усилий. И без бюджета здесь не обойтись.Бюджет в общем-то средств не жалеет. По словам Дмитрия Медведева, с 2000-х годов объем финансирования вырос почти в 30 раз, а в прошлом году авиаотрасль приняла почти 90 млрд рублей. Ну и конечно, как и везде, не хватает высококвалифицированных кадров. Эту тему затронул в своем выступлении и премьер, предложив свое решение:- Подготовка студентов должна идти под заказ с учетом особенностей конкретного производства, по заказу конкретного работодателя и конечно с учетом корпоративных стандартов, которые устанавливает этот работодатель, - подчеркнул Дмитрий Медведев.Ситуацию с кадрами на казанском уровне прокомментировал «Казанским ведомостям» Валерий Пашко: - Потенциал у наших ребят хороший. Но сегодня, следя за развитием авиаотрасли, не стоит забывать, что мы пережили 20 лет метания-шатания и сейчас молодые специалисты нуждаются в качественной поддержке. Мы давно ориентированы на то, чтобы привлекать, поддерживать и стимулировать заинтересованную в развитии авиации молодежь. Наши бывшие студенты-целевики уже стали в наших рядах главными конструкторами. Я думаю, что все должны понимать ценность технического образования, необходимость повышения его уровня. Гуманитарии - это очень хорошо, но они производят «мозговой» продукт, а им одним сыт не будешь. Нужны те, кто будут производить станки, корабли... И тогда при наличии большого ума будет еще и большой достаток.

КВ
Лента новостей