Время уходить от уравниловки регионов

Президент Татарстана Минтимер Шаймиев считает бесперспективной политику уравнивания регионов и уверен, что сегодня настало время уйти от попыток финансово-экономической уравниловки по отношению к субъектам Российской Федерации.

«Очевидно, что попытки удержать всех и вся через финансовый инструмент центра в итоге приводят к застою прежде всего самих дотационных регионов», - сказал М.Шаймиев в интервью «Интерфаксу».

В этой связи он предлагает определиться по базовым показателям формирования бюджетов регионов на долгосрочной основе с тем, чтобы стимулировать заинтересованность в увеличении собственной налоговой базы.

По словам главы республики, определение стартовых показателей доходов будет стимулировать субъекты в получении дополнительных доходов, которые целиком и полностью должны оставаться в их распоряжении. «Только при такой системе можно рассчитывать на постепенное увеличение числа регионов-доноров, которые будут в состоянии брать на себя и больше полномочий, и только по мере роста собственных доходов будет происходить реальное перераспределение полномочий», - полагает М. Шаймиев.

Он уверен, что при таких условиях в выгодном положении окажется и центр, так как это будет способствовать увеличению налоговых поступлений и в федеральный бюджет. «Сегодня же сложилась парадоксальная ситуация: как только у регионов повышается собираемость тех или иных налогов, остающихся на местах, то тут же центр инициирует внесение через парламент новых нормативных актов или изменений в Налоговый кодекс, чтобы уже по новым правилам изымать у регионов появившиеся дополнительные источники доходов», - пояснил М. Шаймиев.

Само положение, при котором в стране абсолютное большинство дотационных регионов, по его мнению, уже предопределяет невозможность полноценного выполнения ими своих полномочий. «Любые полномочия должны сопровождаться финансовым обеспечением, и если мы хотим, чтобы регионы могли взять на себя больше полномочий, то этот процесс должен сопровождаться возможностью увеличения их доходной базы, в противном случае говорить реально о каких-то полномочиях просто бессмысленно и невозможно», - отметил татарстанский лидер.

Это тем более невозможно при существующей налоговой системе и системе межбюджетных отношений, особенно в ситуации, когда основные легкособираемые налоги из регионов забираются центром. По сути, сегодня идет обратный процесс, когда регионы попадают все в большую финансовую зависимость от дотаций и субсидий, выделяемых из центра, и даже сильные субъекты-доноры теряют при этом все больше возможностей по увеличению своей налоговой базы. «Именно регионы-локомотивы, которые могли бы способствовать существенному увеличению налоговой базы центра, оказываются сегодня в самом тяжелом положении», - добавил М.Шаймиев.

Он рассказал о том, что в республике реализуется федеральная Программа социально-экономического развития на 2001 - 2006 годы, которая была утверждена правительством РФ. «Эту программу я назвал программой бизнес-развития Татарстана. И когда мы подвели итоги пяти лет работы, то оказалось, что в условиях соблюдения раз установленных правил нам удалось увеличить отчисления в федеральный бюджет более чем в два раза, добившись при этом значительного повышения и собственной налоговой базы», - рассказал М.Шаймиев.

Он особо подчеркнул, что ни Минэкономразвития, ни Минфин РФ по выполнению этой программы не имеют никаких претензий к республике, более того, в этих ведомствах отмечают ее высокую эффективность и результативность.

В этой связи он предлагает внедрять аналогичные бизнес-проекты и в других самодостаточных субъектах. «Взяв на себя обоюдные обязательства, стороны в лице федерального центра и регионов только выигрывают, так как у каждого появляется заинтересованность в пополнении своей доходной части», - сказал М.Шаймиев.

В порядке иллюстрации он сообщил, что в республике, к примеру, кардинально пересмотрены подходы в отношении агропромышленного комплекса, и если раньше власти во все времена старались поддерживать отстающие хозяйства, то сегодня помощь оказывается сильным хозяйствам, которые традиционно хорошо работают. «Даже при малой степени поддержки при наличии перспективных бизнес-планов эти хозяйства могут во многом динамичнее повышать свою доходную базу и добиться проведения реформ в АПК. Этот опыт мы переносим и на состоятельные предприятия промышленности, которым предоставляем кредиты под бизнес-проекты с обслуживанием части их процентов, и такая система себя целиком и полностью оправдывает», - подчеркнул М.Шаймиев.

По его словам, центром уже сделан «первый, но важный шаг» по передаче части дополнительных полномочий на региональный уровень. Одновременно с этим следует упразднить немало федеральных структур на территориях, которые сегодня по большей части являются либо недееспособными, либо дублируют работу региональных структур, с тем чтобы субъекты имели возможность полностью отвечать за полномочия, которые им передаются. «Процесс передачи полномочий должен сопровождаться значительным сокращением штатных единиц в этих федеральных структурах, а где-то и их ликвидацией», - считает М.Шаймиев.

 

«ИНТЕРФАКС»

КВ
Лента новостей