Зачем мне мой прадедушка

Зачем мне мой прадедушка

В старину, будь то Русь, Скандинавия или далекая Индия, люди знали своих предков до седьмого колена, то есть до своих прапрапрапрадедов, гордились ими и их делами, старались походить на них и быть достойными их памяти. У них была родовая (семейная) гордость. В России она имелась не только у дворян или гильдейных купцов. Была своя гордость у ремесленников, цеховых, крестьян. Когда, например, один из владельцев нашей суконной мануфактуры предложил своим рабочим привлечь их жен поработать надомницами в тяжелые для фабрики дни, рабочие, посчитав, что это умаляет их гордость, возмутились: ишь, дескать, чего удумал, наших жен заставить работать! Шиш тебе! И состоялся массовый бунт, ибо позволить своей жене работать считалось в те далекие дни едва ли не во всех тогдашних социальных слоях зазорным и даже неприличным. В отличие от дней сегодняшних, когда эта гордость напрочь утеряна. Правда, справедливости ради следует сказать, что тогда один рабочий мог прокормить семью, состоявшую из 8 - 11 человек, а сегодня, увы, даже с семьей и из трех человек сделать это весьма проблематично. Но это так, к слову.

Уронить честь рода или семьи считалось самым тяжким моральным преступлением. От таких все отворачивались, и даже подать им руку считалось зазорным, будь то высший свет, офицерское Собрание или крестьянская община. Люди, уронившие честь рода и семьи, бойкотировались в гимназиях и университетах, изгонялись из армии, высылались решением сельского схода из сел, деревень и весей, словом, становились изгоями. А потому такого рода преступления бывали крайне редко.

А попробовали бы вы нарушить могилы предков! Тогда крестьяне отходили бы вас дубьем и рожнами, рабочие и цеховые пересчитали бы вам все ребра и зубы, мещане отдали бы вас под суд, а дворяне вызвали на дуэль.

Гордый народ никогда бы не позволил на месте огромного Кизического погоста с количеством захоронений более трех тысяч возводить Дворец культуры и детский развлекательный комплекс. Он не позволил бы укладывать могильные плиты в фундаменты строящихся домов, не дал бы сносить целыми кварталами старые дома вместе с мемориальными досками и табличками, гласящими, что сей историко-архитектурный памятник охраняется государством. Народ не позволил бы так наплевать в души стариков, коим государство в ответ на их самоотверженный труд и служение Родине устроило "сладкую" жизнь в виде нищенских пенсий и хождений по мукам за мизерными льготами.

"Всякий поступок имеет продолжение в будущем", - говорят древние мудрецы. Вот нам и аукается всякими бедами и беспросветной неустроенностью за все, что мы натворили. И еще долго будет аукаться, покуда не вспомним мы своих предков и из электората снова не станем народом. И пока вновь не обретем гордость.

Леонид
ДЕВЯТЫХ

КВ
Лента новостей