Одного инспектора хватало на пять районов

В начале июля работники Гаи отметят 70-летие службы. Редакция газеты и пресс-служба Управления ГИБДД МВД РТ предлагают читателям совершить небольшой экскурс в историю.

Положение о Государственной автомобильной инспекции было утверждено 3 июля 1936 года приказом НКВД СССР. В нашей республике первым начальником ГАИ стал старший лейтенант милиции Александр Макаров, проработавший в этой должности до 1939 года. Движение на дорогах в то время было весьма незначительным, и сотрудники ГАИ работали больше как обычные милиционеры, то есть занимались охраной общественного порядка.

Настоящее развитие службы ГАИ в Татарстане началось в канун Великой Отечественной войны. Под руководством тогдашнего начальника Энвера Исмагилова создали межрайонные центры Госавтоинспекции в Казани, Чистополе, Бугульме, Тетюшах, Арске и Набережных Челнах. Первые инспекторы ГАИ обслуживали по 4 - 5 районов, ведя учет и контроль за техническим состоянием транспорта, занимаясь организацией движения, подготовкой водителей, разбором ДТП, пресечением и раскрытием преступлений.

Когда грянула война, многие сотрудники ГАИ ТАССР ушли на фронт, а оставшиеся обеспечивали безопасность перевозок военных и продовольственных грузов. Главными средствами передвижения у инспекторов ГАИ были мотоциклы.

После окончания Великой Отечественной войны началось организационное и техническое развитие службы ГАИ республики. Этому способствовало и стремительное увеличение числа автотранспорта на дорогах.

В 60 - 70-е годы под руководством Петра Косолапова, Габдрахмана Уразманова, Ефима Федорова и Алексея Парамонова в республиканской ГАИ создаются профильные подразделения, служба оснащается первыми легковыми автомобилями, измерителями скорости, мобильными радиостанциями, происходит кадровое укрепление рядов. В эти же годы в республике проводятся первые массовые пропагандистские и профилактические мероприятия по безопасности движения.

Особое место в истории Госавтоинспекции ТАССР занимают 70 - 80-е годы прошлого столетия, которые ознаменовались расширением функций ГАИ. Во всех крупных городах и районных центрах при отделах внутренних дел создаются отделения ГАИ, строится административное здание отдела ГАИ МВД ТАССР. Прокладываются и обустраиваются новые улицы и проспекты городов, автомагистрали республиканского и союзного значения. В эти годы формируются первые подразделения дорожно-патрульной службы ГАИ, контролирующие основные транспортные артерии Татарстана.

На службу Госавтоинспекции приходит электронно-вычислительная техника, автоматизированные комплексы приема экзаменов, приборы контроля технического состояния автотранспорта. В состав ГАИ МВД ТАССР включается специализированное монтажно-эксплуатационное управление, которое начало активно внедрять самые современные технические средства организации движения.

Большой вклад в развитие службы внесли Рафаэль Туктаров, Ринат Камалов, Иван Гафуров и Азат Усманов, возглавлявшие отдел ГАИ МВД ТАССР в советские годы.

В 1992 году республиканский отдел ГАИ переименовывается в Управление ГАИ МВД Республики Татарстан, приходит пора настоящей научно-технической революции в истории службы. Именно в девяностые годы начались массовое внедрение компьютеров, разработка электронных баз данных и сетевых электронных коммуникаций, оснащение станций государственного технического осмотра компьютерными стендами и приборами диагностики, освоение новой техники контроля дорожного движения и оснащение службы патрульными автомобилями зарубежного производства.

В середине 90-х годов по инициативе и при непосредственном участии ГАИ МВД РТ в республике создается Фонд безопасности дорожного движения, который помогает обеспечивать реализацию социальных, профилактических и пропагандистских кампаний в сфере безопасности дорожного движения. Начинается широкомасштабное внедрение образовательного стандарта по изучению ПДД и основ дорожной безопасности в дошкольные и образовательные учреждения. Получают новый импульс к развитию движения картингистов и юных инспекторов движения.

Застрельщиком многих серьезных преобразований, произошедших в Госавтоинспекции в последние годы, стал нынешний начальник Управления ГАИ-ГИБДД МВД РТ Рифкат Минниханов. Под его руководством заметно улучшилось техническое и материально-техническое обеспечение всех подразделений, повысились контроль за техническим состоянием транспорта, эффективность профилактической работы с населением, усилился контроль за соблюдением ПДД на дорогах республики, появилась служба эвакуаторов, а также началась работа по упорядочению положения с автостоянками.

Огромный вклад внесли работники Госавтоинспекции в подготовку и проведение 1000-летия Казани. И как результат труда многих поколений, служба получила в прошлом году новое прекрасное здание Управления ГИБДД МВД РТ, которое стало архитектурным украшением Оренбургского тракта.

 

Подготовил

Владимир МУЗЫЧЕНКО

КВ
Лента новостей