Новый закон о государственной регистрации недвижимости повысит качество государственных услуг

С 2017 года вступает в силу новый закон «О государственной регистрации недвижимости». Он призван повысить качество государственных услуг, сделать их удобнее для граждан.

Об изменениях, которые новый закон вносит в сферу правоотношений по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, рассказывает начальник отдела регистрации прав публично-правовых образований Управления Росреестра по РТ Ада Зайдуллина. 

Какие изменения ждут граждан?

Для граждан процесс оформления прав на недвижимость и сделок с ней упростится. Сократятся сроки регистрации и кадастрового учета, появится новый Единый государственный реестр недвижимости, будет действовать экстерриториальная регистрации по всей России, значительная часть сведений будет вноситься в Единый государственный реестр недвижимости в порядке межведомственного информационного взаимодействия, правообладатели получат уведомления о внесении соответствующих изменений, у специалистов приема появится возможность отказать заявителю в приеме документов.

Насколько сократятся сроки регистрации и кадастрового учета?

Заявления, поданные с 1 января 2017 года, будут рассматриваться в более короткие, предельные сроки: 
- для кадастрового учета - 5 рабочих дней вместо 10 рабочих дней; 
- для регистрации права - 7 рабочих дней вместо 10 рабочих дней; 
- в случае одновременного проведения учета и государственной регистрации - 10 рабочих дней вместо двух сроков по 10 рабочих дней.

Что подразумевается под экстерриториальной регистрацией?

При личном обращении место подачи документов не будет зависеть от места нахождения самого объекта недвижимости, причем в масштабах всей России. 

Например, в Татарстане в любом офисе МФЦ заявители смогут подать заявление на объекты, расположенные за пределами нашего региона, например, на Сахалине или в Калининграде. Сейчас такая возможность существует только для обращений в электронном виде, заверенных электронной цифровой подписью заявителя.

В чем принципиальное отличие Единого государственного реестра недвижимости от ГРП или ГКН?

Сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и сведения Государственного кадастра недвижимости (ГКН) объединятся в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

Сейчас кадастровый учет и регистрация прав - это самостоятельные процедуры. С 1 января вводится понятие единой учетно-регистрационной процедуры. 

В связи с этим скорректирована позиция законодателя в отношении органа, который будет осуществлять эти процедуры. Такими полномочиями наделяется исключительно Росреестр, а также его территориальные органы. Применительно к нашему региону это Управление Росреестра по РТ.

Принципиальное отличие ЕГРН от существующих в настоящее время информационных ресурсов - это ведение его в электронном виде. Альтернатива предусмотрена только для реестровых дел, которые частично будут формироваться из документов на бумажном носителе. Все записи Единого реестра недвижимости будут храниться в надежной электронной базе данных, регулярное резервное копирование которой и высокая степень безопасности повысят уровень защиты сведений. Таким образом, Росреестр укрепляет гарантию зарегистрированных прав и минимизирует для граждан и предпринимателей риски операций на рынке недвижимости.

Каким образом будут вноситься сведения в ЕГРН?

Значительная часть сведений будет вноситься в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Обязанность направлять необходимые для учета и государственной регистрации документы установлена для органов государственной власти, органов местного самоуправления, судов и нотариусов. 

Например:
- органы местного самоуправления должны направлять документы, если ими принято решение об изменении разрешенного использования земельного участка; 
- орган государственной власти - документ о переводе земельного участка из одной категории земель в другую;
- федеральная налоговая служба - информацию об изменении сведений об организациях и индивидуальных предпринимателях;
- суды, наложившие арест, - заверенную копию соответствующего акта;
- нотариусы - сведения о выдаче свидетельства о праве на наследство с указанием всех содержащихся в нем данных.

Как правообладатели узнают об изменениях, коснувшихся их недвижимости?

При поступлении документов в порядке межведомственного взаимодействия Росреестр Татарстана будет вносить сведения в ЕГРН и уведомлять правообладателя о внесении соответствующих изменений. 

Стоит обратить внимание, что уведомление правообладателей обеспечивается наличием актуальных контактных данных. В связи с этим тем заявителям, которые в этом году планируют получать услуги Росреестра, рекомендую при подаче заявления обязательно предоставлять достоверную информацию об адресе электронной почты. Для тех граждан, которые не сделали этого с 1 января 2017 года, законом предусмотрена возможность обратиться с заявлением о внесении сведений о таком адресе без уплаты государственной пошлины. Настоятельно рекомендую воспользоваться этой возможностью. 

Подавляющее большинство сведений будет вноситься без участия заявителя. Это, безусловно, позволит улучшить качество государственных услуг, поскольку повысит достоверность сведений и оперативность их внесения. Внесение записей по инициативе заявителя (так называемый заявительный порядок) также сохранится, но с некоторыми изменениями.

В каких случаях заявителю будет отказано в приеме документов?

Еще одно нововведение: у специалистов приема появится совершенно законная возможность отказать заявителю в приеме документов, если не установлена личность заявителя, в том числе не предъявлен документ, удостоверяющий личность, или лицо, представляющее заявление, отказалось предъявить документ, удостоверяющий его личность. Если личность удостоверена, то документы будут приняты. Отказ в приеме документов по-прежнему недопустим.

С 1 января 2017 года расширен также круг оснований для возврата документов без рассмотрения. Документы будут приняты, но рассматриваться не будут и по истечении 5 дней будут возвращены заявителю в неизменном виде в следующих случаях:
- документы на бумажном носителе имеют подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные неоговоренные исправления, в том числе документы, исполненные карандашом, имеющие серьезные повреждения, которые не позволяют однозначно истолковать их содержание;
- отсутствует информация об уплате государственной пошлины по истечении 5 дней с даты подачи заявления;
- в Едином государственном реестре недвижимости содержится отметка о невозможности государственной регистрации без личного участия собственника, а заявление представлено иным лицом;
- заявление не подписано заявителем в соответствии с законодательством РФ;
- заявление и документы, представленные в электронном виде, не соответствуют установленному формату.

Если перечисленные основания отсутствуют, то документы будут рассмотрены в установленные законом сроки.

Кроме того, с 1 января 2017 года кадастровый учет и государственная регистрация права будут подтверждаться единой выпиской из Единого государственного реестра недвижимости. 

Вступление в силу Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» будет способствовать повышению качества оказания государственных услуг и улучшит состояние инвестиционного климата в Российской Федерации в целом.

КВ
Лента новостей