Сочинские впечатления казанских отдыхающих

Наверное, каждому жителю Казани, пережившему подготовку и проведение Универсиады-2013, любопытно побывать в нынешнем Сочи, который примет у себя зимнюю Олимпиаду-2014.
Корреспонденту «КВ» удалось сделать это. О гордости за свой город, сочувствии, обманутых надеждах, отложенных на пятилетку планах (с небольшими лирическими отступлениями) наш сравнительно-познавательный репортаж. В пробке над обрывомВыиграв право проведения зимней Олимпиады, руководство Сочи заявило, что в первую очередь помимо строительства спортивных сооружений будет решать насущные проблемы городского хозяйства. Среди которых чрезмерно наболевшая - транспортная. Гордость и проклятие местного населения - знаменитая и красивейшая серпантинная дорога, начинающаяся от перевала Хребтовый и тянущаяся по всему побережью до Абхазии. Страдания от многочасовых пробок сочетаются с философским к ним отношением - дорога дает курортному побережью жизнь. По ней движутся многочисленные отдыхающие, готовые выкладывать за комнату в отеле у моря кровно заработанные тысячи. На олимпийские стройки едут многочисленные фуры и большегрузы. А вот курортникам, которые всего на две-три недели едут к морю, глухие дорожные пробки, да еще в экстремальных горных условиях с крутыми подъемами и спусками, когда бок о бок с легковушкой дымит огромный тягач, - это тяжкое испытание для нервных клеток. Остроты добавляют местные гонщики на скутерах, мопедах и стареньких легковушках. Они научились объезжать заторы по обочинам в опасной близости от других машин. Ничуть не легче ситуация в самом так называемом Большом Сочи. Слушая местную теле- и радиорекламу, вначале не могла понять, почему почти в каждой делается акцент на то, что товар доставят прямо домой. Это ведь затратно. Но скоро стало ясно - жители Сочи лишний раз стараются не выходить из дома за покупками: замучаешься ехать до торгового центра. 10-минутный отрезок пути автобус проползает за час. Дорога тянется вдоль побережья мимо населенных пунктов. Толпы отдыхающих в курортных поселках ежеминутно пересекают ее где им вздумается. Водители вынуждены тормозить, чтобы пропустить перебежчиков. Это добавляет напряженности на дорогах.Ситуацию спасли бы объездная дорога и надземные пешеходные переходы, и построить их помогли бы олимпийские деньги. Еще в прошлом году организаторы уверенно говорили, что стройка века - дорога сквозь горы - будет обязательно проведена. Справедливости ради стоит отметить, что строительство началось несколько лет назад и ведется до сих пор. Но уже понятно, что объект к Олимпиаде не успеют сдать. Специалисты дают невеселый прогноз - необходимо как минимум пять лет. Пока же Сочи и все курортные поселки продолжают страдать от хронического транспортного коллапса. Казанцам в этом плане повезло гораздо больше - после строительства транспортных развязок передвигаться на машине по городу стало гораздо легче. Спасительная электричкаИ все же есть в Сочи транспорт, которому не страшны автомобильные пробки, - электричка. Несколько раз в день с раннего утра до полдевятого вечера отправляются пригородные поезда из Адлера до Туапсе и обратно. Но и здесь не все гладко.От нашей платформы «73-й километр» до Сочи 10 минут езды. Уверенные в быстрой и комфортной доставке (наивные по незнанию), подходим к раскрывшимся дверям электрички и теряем дар речи - ну точь-в-точь казанские автобусы в начале нулевых! Не то что вагон, тамбур набит пассажирами как сельдью бочка.- Ну куда вы лезете?! - кричит на нас подросток лет 12. - Не видите, мест нет!- Мальчик, ты едешь, и нам тоже хочется, - мягко возражаю ему. - Это ведь не трамвай. Следующая электричка только через три часа.Гораздо позже пришло понимание, что возмущаются в транспорте обычно отдыхающие. Местные либо молчат, либо отшучиваются.- У нас нет выбора, - объясняет соседка по улице Любовь Дмитриева, которая 30 лет назад переехала из Москвы в Сочи на ПМЖ. - Мы терпим. Лучше полчаса в давке проехать, чем три часа жариться в душном автобусе. И потом, в электричках много народа бывает только в часы пик. Наглость - счастье сочинских таксистовАльтернатива городским автобусам - местное такси. Но, по словам местных жителей, они очень дорого продают свои услуги.Хозяйка нашего отеля Мария старается как можно реже к ним обращаться.- На короткие расстояния уговорить таксиста почти нереально, - говорит она. - Если только предложить хорошие деньги. Но даже за 5 тысяч рублей он не сразу возьмется за баранку. Если водитель в это время играет в карты или нарды, не тронется с места, пока не завершит партию. Будете возмущаться, и оскорбится, и выгонит из машины. Мне и моим знакомым доводилось подобное пережить.Центральная стройкаНо вернемся к олимпийским стройкам. В центре Сочи мне в глаза бросилась до боли знакомая картина - раскуроченные пешеходные тротуары, кучи новеньких бордюров по краям дорог и повсюду тяжелая техника.Когда однажды вечером довелось проходить по подземному переходу, нашли еще одно сходство с Казанью. Наши новые переходы, как и сочинские, долгое время освещались с переменным успехом.В прошлом году, показывая нам причалы морского вокзала, наш гид гордо сообщила о том, что уже летом 2013 года к ним будут приставать пассажирские суда. Но в нынешнем августе причалы продолжали оставаться в строительных лесах.В ожидании Олимпиады сочинские гиды включили в свои программы посещение вновь отстроенных спортивных объектов. Один из пунктов - ледовый дворец, в котором, по их уверениям, пройдет открытие зимних Олимпийских игр. Хотя еще год назад организаторы пресс-тура показывали нам другой грандиозный объект на берегу моря, специально строящийся для этой цели. По поводу сроков сдачи нашего мегастадиона «Казань-арена» тоже было много сомнений. Но руководство города настаивало, что все будет хорошо. А в Сочи никто гидов не одергивает. Значит, они знают что говорят? В связи с этим вспоминаются мрачные заявления некоторых специалистов, которые утверждают, что из-за многочисленных ошибок в проектно-изыскательных работах и вездесущих откатов, которые «отъедают», по разным оценкам, от 20% до 50% затрат, расходы на строительство объектов увеличились пятикратно.Лирическое отступление А теперь немного о неспортивном. Сочи - удивительный город. Это факт. Но не менее удивительны сами сочинцы. Несмотря на кипящую курортную жизнь вокруг, они неспешны, несуетливы. Очень доброжелательные и общительные. Совсем случайная женщина, подсевшая с маленькой дочкой ко мне на скамейку, разговорилась о только что купленной на рынке ежевике. Мало того, дала угоститься, а отдохнув, продолжила свой путь, пожелав мне при этом здоровья и удачи.На местном рынке торговцы - пример для подражания нашим продавцам: сама любезность, приветливость. Не вы их, а они вас благодарят, что выбрали именно его товар, при этом щедро осыпают добрыми пожеланиями.Сочи - город кошек. Они повсюду. Вначале мы жалели их, но очень быстро поняли, что они прекрасно живут на городских улицах. Курортники на отдыхе добрые и щедрые, так что еды хватает всем. К слову, по этой же причине сочинские дворняги живут с кошками в дружбе, не задирают их.Но не все так благостно. Городская картинка: глухая пробка, в которой мы уже третий час. Местные юнцы на стареньком российском внедорожнике пытаются протиснуться мимо нашей машины по обочине, рискуя расцарапать ее бок.- Ребята! Что вы делаете? - возмущаюсь я (авто очень жалко, кредитное еще).Ответ с явной угрозой заставил меня закрыть рот: «Чем недовольна, тетка?!» Как контраст, другая сцена, увиденная в электричке на платформе сочинского вокзала. До отхода поезда три минуты. Тамбур привычно плотно заполнен пассажирами, и в этот момент девчушка лет 12 роняет сумочку в провал между вагоном и перроном. Крики, слезы: «Там телефон, деньги!» Все растерялись, а стоявший рядом местный черноволосый парень, рискуя жизнью, вытащил эту по сути копеечную сумку, лишь бы девочка не плакала. Когда же ее мама в благодарность протянула парню 100-рублевую купюру, тот покраснел. Но не от смущения, а от стыда: «Не надо, не унижайте меня. Я ведь охотник!»

КВ
Лента новостей