«День руля» есть даже у трамваев

В Казани может появиться разновидность трамвая, который быстро и с минимальными простоями доставит пассажиров от РКБ через Горки, Квартала и Кировский район в центр города, к железнодорожному вокзалу. Построить такую линию возможно в течение двух лет.

В Казанском метрополитене каждую среду проводится день безопасности, который проходит в основном... ночью, чтобы не создавать помех пассажирам, - примерно с 23 часов до 3 утра.

Это одновременно и учения, и контроль, когда проверяется работа всех систем - противопожарной, антитеррористической, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, как объекта гражданской обороны и других.

А в пятницу особенно тщательному контролю перед выходом на линии подвергается состояние наземного транспорта: трамваев, троллейбусов. Если в обычные дни проверку осуществляют работники депо, то в пятницу машины обследует комиссия из руководителей всех служб. Такой генеральный технический осмотр получил название «День руля».

За тем, куда «рулит» столичный электротранспорт, наблюдали наши корреспонденты.

В КАЗАНИ НА ЮБИЛЕИ ДАРЯТ... ТРОЛЛЕЙБУСЫ

...5 утра. Эх! Большинство горожан еще нежатся под теплыми одеялами, досматривая сладкие утренние сны, а мы уже стоим на окраине города, в Борисково. Здесь, во втором троллейбусном депо на Тульской, идет досмотр транспорта перед выходом на линии: «рогачи» стоят в темноте с включенными фарами, в салонах горит свет, двери открыты. Поблескивают зеленой краской новые машины: ездить в этих троллейбусах пока непривычно - так плавно, без рывков они катятся по дорогам.

- Это благодаря асинхронному приводу, - поясняет Асфан Галявов, - вот именно он и дает такую плавность хода, притом еще и электроэнергию экономит - до 30 процентов!

Добавим еще, что больше всего радует пассажиров сейчас: в салонах новых троллейбусов тепло! Ну почти как в автобусах...

В 2007-м купили 32 такие теплые машины, произведенные в Энгельсе, и мэрия Казани продолжает обновление парка общественного транспорта: в течение года поступят еще 30 троллейбусов современного класса.

Нынче у троллейбусного движения в Казани юбилей - 60 лет назад, в послевоенном 1948-м, по улицам столицы Татарстана побежали первые «рогатики». А сегодня Казань стала первым городом в России, где все новые трамваи, троллейбусы и метровагоны оснащены двигателями с современным асинхронным приводом, сроки службы такой техники значительно дольше.

В этом юбилейном «электрогоду» продолжится и строительство новых троллейбусных линий, появится еще один маршрут: Чуйкова - Восстания - Ибрагимова.

А В ЕВРОПЕ ТРАМВАИ - ТРАНСПОРТ №1

- Да вы не стесняйтесь, ребята, покемарьте, - в отличие от задремавших на заднем сиденье двух корреспондентов Асфан Галямович бодр, в хорошем настроении и уже принимает телефонные звонки с докладами. Ну а мы тем временем прибыли в трампарк, где, как и во всем объединении, сегодня идет «День руля». Стоп! Какой же руль у трамвая? А в метро? Ведь в кабинах вагоновожатых только рычаги да кнопки...

- Это название из автопарка перешло, - разъясняет Галявов. - Когда я был директором автопредприятия, мы организовали у себя для всех служб такой вот особый контрольный «День руля». Тогда я даже не предполагал, что придется изучить и трамваи. Начинал-то простым водителем, за руль вообще сел еще мальчишкой в деревне, автоделу научил брат, а вот по «рогачам» пришлось засесть за специальную литературу.

Асфан Галявов рассказал о своей большой мечте - запустить в Казани ускоренную трамвайную линию, которая соединит РКБ, Горки, Квартала, пройдет через Кировский район и выйдет к железнодорожному вокзалу. Большая часть маршрута уже есть - это нынешние действующие линии, а новые пути предстоит уложить от ДК химиков по улицам Несмелова, Копылова в сторону центра и превратить весь маршрут как бы в единую транспортную артерию, чтобы быстро доставлять пассажиров в разные концы огромного города. Сейчас готовится техническое обоснование проекта, которое представят мэру Казани Ильсуру Метшину.

А пока, впервые за десятилетия, идет заметное обновление подвижного состава. Горожане уже оценили появившиеся в прошлом году комфортабельные вагоны красного цвета: пассажиров в них заметно больше, чем в обычных трамваях.

В этом году городская администрация выделяет средства на приобретение 20 комфортных трамваев нового типа.

Определить правую сторону дороги как полосу для общественного транспорта - такое предложение специалисты городского комитета по транспорту и связи направили в ГИБДД столицы. По их оценкам, это можно сделать на 30 улицах Казани, где имеется трехполосное движение в каждом направлении, например на улицах Восстания, Декабристов, Фучика.

Заметим, что европейцы на пике бума автомобилизации в конце 60-х годов прошлого века начали было в массовом порядке демонтировать трамвайные линии и закатывать освободившееся место асфальтом, пытаясь увеличить пропускную способность дорог. Но в конце 90-х оценили экологичность, бесшумность электротранспорта и восстановили движение трамваев, прежде всего в центре городов, а вот въезд туда авто резко ограничили.

В МЕТРО ПРОБОК НЕТ

Мы направляемся к станции метро «Горки». Паркуем машину возле входа в подземку. Вот подошел автобус и вмиг наполовину опустел - пассажиры спешат в метро. Подъезжает трамвай - то же самое! Слов нет, комфортно добираться с Горок до работы в центре за семь минут, минуя утомительные пробки, да еще в светлом и уютном метровагоне.

Народ нескончаемым ручейком утекает в подземные переходы станции. «Ты не поверишь!» - так и хочется удивленно воскликнуть при виде битком набитых пассажирами вагонов самого пока короткого в мире метро. Да, если бы не увидел сам плотно стоящих на платформе в ожидании поезда людей, не поверил. Знакомая московская картинка да и только!

Сходство и в выражении лица пассажиров. В первые месяцы пуска подземки сюда приходили семьями, как в музей. Казанцы и гости города шли неспешно, внимательно оглядываясь по сторонам и разглядывая детали, а в глазах читалось нескрываемое любопытство - все ли в нашем молодом метро, как в других? Теперь же казанские пассажиры подземки похожи, например, на москвичей: деловито спешащие, озабоченные, с характерным отсутствующим выражением лица. Среди сидящих в вагонах обязательно увидишь читающих, но не детективы, правда, как в Москве, а конспекты: все же сильно ощущается, что Казань - большой студенческий центр. Статистика свидетельствует, что всего лишь за два часа пикового времени маленькое казанское метро перевозит около 8 тысяч пассажиров! И утром и вечером. Стоит ли говорить, сколько поклонников появится у метро, когда уже в течение ближайших двух лет откроются станции «Проспект Победы» и «Козья слобода».

СПРАВКА

С 1 января 2006 года проведено объединение двух муниципальных унитарных предприятий - «Казанский метрополитен» и «Казгор-электротранс». Впервые в России, а также в странах СНГ создана единая организация по перевозке пассажиров - предприятие МУП «Метроэлектротранс», в подвижном составе которого подземный и наземный электротранспорт.

Численность коллектива - более 4 тысяч человек. На балансе предприятия - 217 трамвайных вагонов и 212 троллейбусов, в том числе 62 единицы с асинхронным приводом. Подвижной состав эксплуатируется на 16 трамвайных и 15 троллейбусных маршрутах, имеющих протяженность сети 293,7 километра и 333,96 километра соответственно.

Протяженность линий метрополитена - 6,8 километра, количество станций - 5. Эксплуатируется 5 четырехвагонных поездов, интервал движения составляет 8 минут. В утренние часы пик (7.00 - 9.00) перевозится около 8 тысяч пассажиров, аналогично и в вечерний пик (16.00 - 19.00).

КВ
Лента новостей