В бензине должен быть бензин, а не присадки

В Татарстане продолжается месячник проверки качества нефтепродуктов, реализуемых на АЗС.

До перекрестка улиц Чуйкова - Адоратского меня подвез знакомый таксист - веселый усатый дядька в неизменной серой кепке. Огромная бывалая «Волга» ухала при переключении передач, и я поинтересовалась, что он думает о качестве бензина.

Тот воодушевился - видать, наболело за тридцать лет водительского стажа! Оказывается, раньше не только вода была мокрее и трава зеленее, но бензин пах иначе и двигатель работал на нем лучшее. А сегодня, посетовал мой утренний собеседник, в бензине одни сплошные присадки.

При входе в здание автозаправки меня приветствует Азат Галлямов, замначальника отдела ГУ «Управление рационального использования ТЭР». Его сегодняшняя задача - взять пробы наиболее популярных здесь видов топлива и проверить ведение контроля качества на АЗС.

Каждый вид топлива разливается в две литровые бутыли (одну вскроют для анализа, а другую сохранят на случай спорных вопросов). Тару закрывают двойной пробкой и опечатывают двумя пломбами - инспектора и заправочной станции. Как беззлобно шутит Галлямов, сарафанное радио на городских автозаправках работает хорошо, поэтому эффекта неожиданности не вышло.

Первые итоги месячника проверок качества нефтепродуктов на АЗС Татарстана, стартовавшего 4 февраля, озвучил на вчерашней пресс-конференции начальник ГУ «Управление рационального использования топливно-энергетических ресурсов РТ» Роберт Гилязиев. Всего проверено 120 АЗС, взято 224 пробы (в том числе 152 подвергли испытаниям). Десять проб (около 6% выборки) не соответствуют ГОСТам по различным показателям качества, в том числе 5 проб имеют нарушения по фракционному составу. Выявлено 195 нарушений контроля. Данные о нарушителях направлены в Природоохранную прокуратуру, антимонопольную службу и Управление Роспотребнадзора.

Действительно, старший оператор Наталья Кириллова сосредоточена и спокойна: во-первых, проверяющие на таких особо опасных объектах, как АЗС, почти ежедневная рутина, а во-вторых, все документы заранее подготовлены и аккуратной стопочкой лежат под рукой. Помимо обязательного анализа топлива в аккредитованной лаборатории каждые полгода (можно и чаще, но это весьма дорогое удовольствие) на заправочной станции ведется свой контроль качества в соответствии с общей инструкцией. Опытный оператор ежедневно делает оперативный приемо-сдаточный анализ того, что привез бензовоз: по четырем показателям для бензина и двум - для дизтоплива. По словам Азата Абдулаисовича, такой анализ позволяет на месте определить качество топлива на 99%.

Спустя час серьезный инспекционный процесс приобретает мистический оттенок. Поразительно, но документы один за другим содержат число 13. Однако проверяющий и проверяемая в один голос заявляют, что им чертова дюжина всегда приносит удачу. «Качество продукции соответствует ГОСТу по проверенным показателям», - значится в лабораторном заключении. По мнению старшего оператора, сегодня у потребителя есть выбор в отличие от ситуации тридцатилетней давности, когда было 2 - 3 заправки на весь город. Данная АЗС работает уже семь лет, но если продавать некачественный бензин, считает Наталья Кириллова, покупатель сюда больше не приедет - закон рынка. Инспектор с ней согласен:

- Наша основная головная боль - ведомственные заправки. Там главное - дешевизна, и разливают такую ядреную смесь, что никакой Евро-3 не вынесет.

КВ
Лента новостей