Как воспитывать дошколят?

В системе дошкольного образования, сформировавшейся в течение многих десятилетий, сейчас происходят значительные изменения.
Воспитатели начинают уходить от теоретической базы к практической. Нововведения в дошкольной системе образования обсудили более 200 педагогов и руководителей ДОУ РТ на научно-практическом семинаре «Стратегия развития образования в РТ: состояние и перспективы дошкольного образования».
Центром распространения инновационного опыта и лучших образцов педагогического мастерства, предусматривающих комплексную подготовку специалистов регионов РФ, стал Республиканский институт развития образования, находящийся в Казани, и 20 базовых площадок ДОУ по вариативным формам дошкольного образования. Туда относятся и семейные детские сады, которые недавно начали активно развиваться в Татарстане. В 2011 году их стало уже 33 - в них воспитываются 119 детей. Гельнур Манюрова, заведующая сектором дошкольного образования МОиН РТ, отметила:
- Семейные детские сады очень удобны тем, что в данной вариативной сфере могут воспитываться дошколята из многодетных семей и инвалиды, которых тяжело далеко возить в детский сад. Дети-инвалиды, обучаясь в группе со здоровыми ребятами, становятся более динамичными в развитии, общительными и радостными. Государство поддерживает рост семейных детских садов и занимается их финансированием. Также идет активная грантовая поддержка лучших детских садов, в 2012 году бюджетом на данную программу заложено 30 млн рублей.
Также немаловажным новвоведением явился новый подход к обучению ребят двум государственным языкам. Если раньше ребенок обучался языку больше теоретически, грамматически, то теперь идет упор на практику общения. До введения новой программы выпускник детского садика должен был знать 600 слов, а теперь всего 167. Ученые-исследователи считают, что в раннем возрасте ребенок должен знать не много слов, а уметь строить грамотные конструкции из малого объема и общаться на родном языке.
Ректор Института развития образования РТ Елена Скобельцына рассказала коллегам о технических и компьютерных инновациях:- Большим успехом у населения пользуется проект «Электронный детский сад», который мы смогли осуществить совместно с Кабинетом министров РТ. Родители легко, без траты лишнего времени, могут встать в электронную очередь на получение места для своего малыша в дошкольном учреждении. Оповещение о продвижении места в очереди присылается на сотовый телефон или e-mail. Далее хотелось бы отметить, что 20 базовых площадок ДОУ республики уже получили новое техническое оборудование: проекторы, ноутбуки, колонки для лучшего обучения ребят. В 2012 году мы планируем внедрять технические новшества и в другие детские сады и дошкольные учреждения.
Бурным обсуждением педагогов и заведующих садиков закончилось выступление профессора КФУ, доктора педагогических наук Фаины Ратнер. Вдохновленная европейской системой образования по методикам Марии Монтессори педагог провела лекцию об истории и развитии детских садов, а также о современной немецкой и итальянской системе обучения дошколят.
- Первое в мире дошкольное учреждение было открыто в Германии в 1840 году при школе. И называлось оно Kindergarten, то есть «детский сад». Европейцы, переняв опыт немцев, начали позже также называть свои детские сады. Естественно, то, чему обучали в XIX веке, сильно разнится с современными программами образования. Но уже в начале XX века известный итальянский педагог Мария Монтессори подвергла резкой критике традиционную школу за муштру и игнорирование естественных запросов ребенка. Мария предложила новую систему дошкольного и школьного образования, где в приоритете находится развитие личности и творческих начал у детей, педагог выступает в роли друга, помощника, но никак ни в роли господина и вышестоящего лица. С тех пор по системе Монтессори обучаются миллионы детей в мире, особенно в Европе, - поделилась Ратнер и предложила нововведение для республики по программе Монтессори. - У Марии была замечательная статья о материнских центрах, которые можно развить и у нас. В центрах, по задумке Монтессори, мамы, находящиеся в декрете или оставшиеся без работы, могут найти поддержку и какой-либо вид занятости. В Европе такие центры развиты и финансируются не только частно, но и государственно.

КВ
Лента новостей