14 апреля исполнилось 100 лет со дня гибели «Титаника»

Мир был потрясен, узнав о столкновении с айсбергом 269-метрового, не имевшего аналогов океанского лайнера, который три года строили на верфи Белфаста и эксплуатировали… всего четыре дня!
В крупнейшей морской катастрофе ХХ века погибли 832 пассажира и 685 членов экипажа, что составило 68 процентов от плывших на "Титанике". Между тем, по подсчетам экспертов, могли бы спастись не 32 процента отправившихся в несчастный круиз, а 53,4 процента - если учесть число мест в спасательных шлюпках корабля. Погибли 80 процентов мужчин, находившихся на "Титанике" и 25 процентов женщин. Из пассажиров 1-го класса удалось спастись 61 проценту, из "стандартного" класса - 42-м, из 3-го класса - 24-м. Из океана смогли поднять тела 333 погибших.
Трагедия произошла 14 апреля 1912 года, в 23.40 по Гринвичу, в 375 милях к юго-востоку от канадского Галифакса. Но в самом ли деле лайнер напоролся на айсберг? Два расследования причин гибели «Титаника» так и не убедили многих исследователей, продолжавших искать более «достоверную» версию. Наиболее популярная: значительное превышение скорости, с которой шел корабль. Инженер Роберт Эссенхай из университета Огайо является автором гипотезы, что в кочегарках "Титаника" якобы начал тлеть уголь - и дабы предотвратить возгорание, в топки поспешили забрасывать дополнительные порции того тлеющего угля. Есть и другая версия: относительно махинации со страховкой "Титаника", составлявшей колоссальные на ту пору 1 млн. фунтов стерлингов. Судовладельцы могли-де специально подставить корабль под удар для получения страховки за его повреждение, не рассчитывав при этом, что корабль затонет. Ряд экспертов утверждают, что "Титаник" столкнулся вовсе не с айсбергом, а с паковым льдом. Наконец, самая экзотическая версия называет причиной трагедии находившуюся на борту египетскую мумию, которую якобы выкупил у Британского Музея пассажир «Титаника» журналист Уильям Томас Стэд и которая, как гласит молва, имела эпитет «приносящая несчастье».Ныне "Титаник" ржавеет на глубине 3750 метров, разбросав обломки на двух с лишним квадратных километрах. По сей день так и не ясно, были ли на "Титанике " русские. По разным данным, на корабле плыли от 10 до 27 пассажиров из России, хотя как таковые русские фамилии в списке отсутствуют, сообщает «Российская газета». Полагают, что в составе экипажа служил кассиром Михал Яковский ( в некоторых источниках это имя пишется как Ядовский), которого считают сыном русского генерала. Но ни один солидный источник "титаниковедов" ничего определенного на сей счет не содержит.
Пятнадцать лет назад начался новый бум вокруг «Титаника», причиной чему стала невиданная доселе рекламная кампания фильма Джеймса Кэмерона. Главные роли в фильме «Титаник» исполнили Кейт Уинслет (Роза Дьюитт Бьюкейтер) и Леонардо Ди Каприо (Джек Доусон) – их герои, выходцы из различных социальных слоёв, влюбились друг в друга на борту злополучного корабля…Премьера фильма в США состоялась 19 декабря 1997 года (в России - 20 февраля 1998 года). В 1998 году «Титаник» был выдвинут на соискание премии «Оскар» в 14 номинациях, в результате получил 11 из них, включая награду «Лучший фильм» 1997 года. Бюджет картины составил $200 млн - рекордный для своего времени. «Титаник» установил рекорд, став самым прибыльным фильмом за всю историю кинематографа, собрав в прокате по миру свыше $1,8 млрд, и удерживал его на протяжении 12 лет, пока это достижение не побил фантастический фильм того же Кэмерона «Аватар». 5 апреля 2012 года состоялась повторная премьера фильма «Титаник», но уже в формате 3D и IMAX 3D.
Сегодня не осталось в живых уже никого из тех, кто пережил крушение "Титаника ". В 2001-м, в возрасте 92-х лет во французском Монпелье скончался профессор философии Мишель Навратил, которому в момент катастрофы было всего три года. Он спасся вместе со своим двухлетних братом, но, так как отец, тайно увозивший сыновей в Америку от своей бывшей жены, внес их в список пассажиров под вымышленными именами, то братьев, покуда их не разыскала мать, долгое время именовали «сиротами Титаника». В 1997-м в Британии в возрасте ста лет - будучи всего лишь на один год младше киношной Роз - умерла еще одна пассажирка «Титаника», Эдит Хейсман. И точно также как Роз, Эдит не пережила второй встречи с «Титаником». Она умерла вскоре после того, как приняла участие в рекламном круизе к месту гибели корабля. Ни разу за восемь десятков лет Эдит не осмеливалась навестить «могилу» отца, погибшего при крушении «Титаника». Это путешествие стало, по словам дочери миссис Хейсман, сильнейшим эмоциональным шоком для столетней дамы.
Но сегодня потомки тех, кто плыл на «Титанике», повторяют путь великого корабля на океанском суперлайнере «Балморал», который также вышел 10 апреля с того же самого причала, чтобы довести до конца прерванный маршрут «Титаника» - и 20 апреля высадить 1 309 пассажиров в порту Нью-Йорка. А 14 апреля «Балморал» подойдет к месту катастрофы и на его борту точно в то же время, когда «Титаник» столкнулся с айсбергом, пройдет мемориальная церемония.Кстати
Крушение печально знаменитого лайнера «Титаник» было с точностью до мельчайших деталей описано в 1898 году американским публицистом Морганом Робертсоном. Даже название корабля, фигурирующего в романе Робертсона, похоже на «Титаник», сообщает канадский портал CBC. В своем романе «Тщетность», написанном в конце XIX века, Морган Робертсон описывает крушение лайнера «Титан». Произведение американского писателя пестрит техническими деталями, которые впоследствии поразили исследователей трагедии легендарного лайнера своим сходством с характеристиками, наверное, самого известного туристического корабля в истории. Так, к примеру, разница в длине корпуса «Титана» и «Титаника» составляла всего 25 метров.
Несмотря на то, что «Титан» по сюжету «Тщетности» был самым большим лайнером своего времени, реально существовавший «Титаник» все же оказался длиннее своего литературного собрата. Кроме того, Робертсону удалось предугадать и скорость, с которой двигался легендарный лайнер - она могла превышать 20 узлов в час. Одной из причин трагедии в романе, как и в реальном случае с «Титаником», оказалось недостаточное количество спасательных шлюпок на борту.
Наконец, оба лайнера при заявленной неуязвимости на деле оказались совершенно не способными противостоять айсбергам, столкновение с которыми обрекло экипажи обоих кораблей на гибель. Несмотря на то, что литературные критики конца XIX - начала XX века были невысокого мнения о художественных достоинствах романа Моргана Робертсона, после крушения «Титаника» автор обрел репутацию провидца. Менее впечатлительные читатели не спешили делать столь поспешных выводов и считали сходство судеб «Титана» и «Титаника» обычным совпадением.
Дело в том, что Марк Робертсон был опытным моряком, который в деталях представлял себе, что может произойти при столкновении массивного судна с айсбергом. Он также наблюдал тенденцию, что производители стремятся выпускать корабли все больших размеров, что не может не сказаться на маневренности судов.

КВ
Лента новостей