«Получите кроссовер или миллион! Выбор за вами...»

Очередное толстое письмо с таким предложением принес на днях в редакцию «КВ» наш читатель. Неделю назад в крупном супермаркете его попросили на кассе заполнить анкету на участие в какой-то предновогодней акции, а вскоре на его адрес пришло письмо с поздравлениями и фотографией приза - дорогущего внедорожника.
- Знаете, как определялся победитель? По дате рождения, каким-то непостижимым образом соответствующей сумме выигрыша! - удивлялся мужчина. - Конечно, о таких «письмах счастья» я слышал немало, но никогда бы не подумал, что их авторы уже перекочевали в солидные торговые центры. Выходит, вторые с ними заодно, раз тоже участвуют в подобном лохотроне? «Начинка» пухлого конверта тоже возмутила: надо же додуматься обманывать людей таким бессовестным образом!  В нем множество бумаг с поздравлениями, регистрационными бланками на получение главного приза и даже свидетельство о регистрации ТС (!) - все с печатями, подписями и аккуратно впечатанным моим именем... Но если внимательно приглядеться, становятся заметны маленькие звездочки, расставленные везде и всюду. О том, что они означают, приписано мелким шрифтом в самых неожиданных местах: «В случае признания вас победителем так может выглядеть письмо». А свидетельство с блестящей наклейкой, в которое я вписан как собственник? «Образец» - значится маленькими буковками в самом углу. Возникает вопрос: кто же создает подобные «рабочие места» - занимается оформлением подобных конвертов, их «начинкой», раз в письме есть сноска - исполнитель такой-то? Действительно, кому нужно тратить время и деньги на такой розыгрыш и морочить покупателям голову перед Новым годом? Рассматриваем присланные бумаги внимательно.Инициатор акции - некий книжный клуб из Твери, который, судя по «письму от директора», уже «11 лет занимается проведением призовых акций и вручил более 90 000 000 рублей». Поэтому главным условием получения приза является заказ книг по каталогу (конечно, вложенному в письмо). Самая дешевая из них стоит ни много ни мало 399 рублей. Видимо, иного способа продать книгу издательство не придумало.Другая сторона - супермаркет, собирающий личную информацию с граждан под предлогом акции или розыгрыша. Неужели такая «подработка» идет им на пользу? И законно ли все это в свете закона о защите персональных данных?Третье действующее лицо выявилось при вскрытии конверта. Среди прочих бумаг в нем нашелся красочный буклет, где расписываются все достоинства внедорожника, предлагаемого в качестве приза. И не стыдно мировому автогиганту заниматься такой «рекламой»? О таких «разводах» «КВ» пишут регулярно. Например, статью «Вы выиграли миллион!» мы опубликовали три года назад - 4 ноября 2010 года, но множество откликов на нее приходит от читателей и по сей день.«Подобное должно квалифицироваться как мошенничество! Разве не очевидно, что потерпевшего сознательно вводят в заблуждение? Что условия подобных акций должны быть хорошо читаемы, причем на главной странице! - справедливо возмущается читатель под ником Nanto. - Предположим, я встану на рынке и буду продавать народу чистые конверты, в которых (с моих слов) лежит по 100000 рублей, а на возмущенные претензии - показывать мелкую строчку в этом конверте: «Данная акция является стимулирующей... бла-бла-бла...» И что, только потому, что фактически я занимаюсь продажей бумажных конвертов, меня никто не сможет привлечь к ответственности? Не смешите! Тут же штраф влепят! А как только подобная схема начинает работать в масштабах страны - так нечистые на руку устроители вдруг сразу приобретают иммунитет от уголовного преследования... Странно все это. Надо просто кому-то взяться за это дело серьезно. Но всем, как обычно, лень связываться!» Действительно обидно, что пока, несмотря на все дискуссии и комментарии специалистов-правоведов, никакой ответственности за такой «развод» организаторы подобных акций не несут. Конечно, они же всего-навсего рассылают рекламные каталоги, чтобы продать свою продукцию, а уж станет ли покупатель главным 503-м победителем, как  сообщили нашему читателю, то это как звезды сложатся.  КОММЕНТАРИЙ юрисконсульта Татьяны Чашиной: - Интерес к товару, который особо не пользуется спросом, долго не продается и не может найти своего покупателя, как правило, подогревают всяческими акциями - дополнительными «бесплатными» товарами, подарками, лотереями, шикарными призами. По своей юридической природе письма, содержащие приглашение заключить договор купли-продажи (книг, иного товара) на определенных условиях, представляют собой разновидность оферты, не более того (то есть приглашение купить товар, заключить договор). Не стоит забывать, что оферта должна содержать существенные условия договора: цену, срок доставки, ассортимент товара, порядок и способ оплаты. Чтобы подогреть интерес потребителя к товару скучному, не особо нужному или вообще ненужному, придумываются разные уловки - рекламные трюки, розыгрыши, играющие важную психологическую роль. Фактически, конечно, такие акции представляют собой агрессивную рекламу, рассчитанную на то, чтобы сладкими обещаниями возможного чудесного выигрыша заманить потребителя в сети того же договора купли-продажи и продать ненужный ему товар.Большая часть населения, которая пользуется интернетом, знакома с виртуальной назойливой рекламой, именуемой спамом. Спам-сообщения - это та же реклама товаров и услуг, которая рассылается максимально возможному кругу лиц по доступным электронным адресам и телефонам. А поскольку мы уже привыкли оставлять наши мейлы, номера сотовых при регистрации на всевозможных сайтах, в анкетах магазинов и т. д., нечего удивляться, что электронный ящик и память телефона приходится регулярно чистить, если не установить защиту от спам-сообщений.
Отмечу, что в отношении рекламы-спама, приходящей нам по телефону, государство нас защищает. Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом она признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.Жаль, что подобным образом не урегулирован вопрос с назойливой рекламой, преследующей нас в реальном мире в лице распространителей (ходоков по офисам/квартирам) или в виде конвертов в почтовых ящиках. Здесь надо включать самозащиту - тест в голове. Первый вопрос, который нужно себе задать после того, как перед вашим носом помахали обещанием кроссовера или тура на Канары: «Что мне требуется сделать, чтобы получить приз?» Ответ логичен: «Поучаствовать в лотерее/розыгрыше». Вопрос номер 2: «Что надо сделать, чтобы поучаствовать в лотерее?» Ответ: «Купить товар, на который при других условиях я бы не обратил внимание, потому что он мне не нужен». Отсюда вывод: сохранность ваших средств - в ваших руках. Будьте осмотрительными! P.S. Вот самое последнее читательское мнение с сайта. Валентина Владимировна: «Попалась на удочку в декабре 2013-го. Слава богу, успела соскочить. Позвонила по телефону, указанному на внутренней стороне конверта, вежливо попросила оградить меня от рассылаемой макулатуры. Предупредила, что очередная рассылка послужит основанием для заявления в прокуратуру. На другой стороне провода милое девичье создание вежливо ответило: «Я все поняла. Вам достаточно было сказать, чтобы вас исключили из базы». Я подтвердила. Посмотрим, что получится. На пенсии заняться нечем, значит, будем судиться...»

КВ
Лента новостей