Что происходит в поселках Казани?

1 октября 1998 года в Казани был зафиксирован рекорд по самому быстрому приросту населения. В течение дня появилось около десяти тысяч новых казанцев. Нет, роддома не переполнились и поезда с беженцами на вокзал не прибыли. Просто в черту города вошли близлежащие поселки. Что изменилось в жизни новых казанцев? Наш корреспондент побывал в Кадышево, что входит ныне в Авиастроительный район.

Когда-то здесь находился центр жизни совхоза «Семиозерский» Высокогорского района. Кроме центральной усадьбы Кадышево в совхоз входили Щербаково, Борисоглебское и Голубое Озеро. Во времена перестройки, в 1987 году, совхоз стал называться агрофирмой, а после ее развала появилась управа. Вместе их и передали в 1998 году из Высокогорского района республики в Авиастроительный Казани. Дойти из деревенек до прежних границ городского района можно за час - это 3 - 7 километров пути. Совсем недавно местные жители так и делали: ходили в Казань пешком - на работу, по делам.

В путешествие по новой Казани

После Соцгорода большой полупустой автобус «Нефаз» быстро до отказа заполняется радостными «садистами», точнее сказать дачниками. Невольно поглядываю на дорогу в окне - там на полях еще лежит снег. Но в салоне среди неугомонных тружеников «фазенд» уже идет обмен советами о яблонях и сливах, эксперты в резиновых сапогах делают прогнозы на урожай...

А вот и центр - Кадышево.

Где же здесь сельсовет? Названия местных властей меняются, но традиционное - «сельсовет» - по-прежнему знают все.

- Во-он прямо идите, это в доме где почта.

Местная власть уже ждет меня с утра в небольшом кабинете управы. При знакомстве Татьяна Власова поправляет меня: она не глава управы, а уполномоченный главы администрации Авиастроительного района по приему населения частного сектора. Сама Татьяна Сергеевна - коренной житель этих мест.

- То, что нас присоединили к Казани, - это очень хорошо. Ведь раньше по любому вопросу нужно было ехать в райцентр, в Высокую Гору, а это через всю Казань мимо компрессорного завода и дальше. Далеко... А сейчас мы относимся к Авиастроительному району, до него езды минут 20.

Четыре поселка-соседа расположились в нескольких километрах друг от друга. Если взглянуть на территорию, которую они занимают, - это десятая часть всего Авиастроительного района. Жизнь 2649 человек течет в 855 домах. Поселки небольшие, но солидного возраста - им уже по 400 лет. Борисоглебское, например, основали ссыльные бояре, которых царь Борис Годунов разжаловал и перевел в крестьяне. Так что сосланным пришлось самим выкорчевывать густой лес и возделывать землю.

Сотни лет позади, ну а как сейчас живется поселковым обитателям, ставшим в одночасье горожанами? С присоединением к Казани улицы стали асфальтировать, а ведь раньше с таким покрытием их не было вообще, как не было и уличного освещения. О свете на улицах и не мечтали, радостно делится сбывшимися нехитрыми желаниями Татьяна Сергеевна.

Главе мечтать некогда

Авиастроительный район вообще особенный - десяток бывших деревенек занимают две трети его территории. Какие наиболее главные, первоочередные вопросы наметил для решения глава Авиастроительного района Андрей Белов?

Продолжится асфальтирование поселковых улиц: дорожная связь с центром города должна улучшаться. Недостаточно линий электроснабжения с уличным освещением - они протянутся дальше, особенно в места новых застроек. Беспокоят жителей и частые отключения этой самой электроэнергии. Нет аптек - за лекарствами приходится ездить опять же в центр.

Борисоглебское: снабжение водой. Сейчас жители пользуются шахтными колодцами. Для того чтобы обеспечить людей нормальной питьевой водой, необходимо проложить внутрипоселковые сети, основной подвод из Сухорецкого водозабора уже сделан. В этом году, согласно программе «Поселок», вода должна поступить.

В Кадышево, рассказывает Андрей Сергеевич, главная проблема - канализование. Пока что накопления в емкостях вывозятся машинами. Необходимо объединить сети слива с общегородской системой канализации. Однако этот большой проект в текущем году завершить все же не удастся.

А что в Щербаково?

Деревня получила свое название от слова «щерба», что означает «уха», так как находилась на берегу Казанки и крестьяне занимались ловлей рыбы. Первыми поселенцами тоже оказались ссыльные, но из каторжан, которые шли по этапу в Сибирь. Сейчас здесь всего 181 житель, а домов - 92. Любопытно, что за четыреста лет поселок не шибко менялся: количество дворов колебалось за это время от 23 до 50. И вот только после вхождения в состав Казани их число увеличилось: начали выделять участки и пошла активная застройка. Да и действительно: живешь в городе, а дышишь чистым сельским воздухом. Это сразу оценили появившиеся новые жители, которые быстро скупили те самые участки под строительство коттеджей.

По-новому теперь оценивается и земля - налог на нее вдвое выше, чем в сельской местности. Это, конечно, минус для семейного бюджета новых горожан. А какие плюсы?

Весьма важное изменение произошло в продснабжении. Раньше, когда магазины относились к Высокогорскому району, цены, бывало, в разы превышали городские. Сейчас, зайдя в центр местной «культурной жизни» - магазин, я внимательно изучил ценники. Цифры на них те же, что и в городе, да и ассортимент стал тот же. Так, а где местный рынок, проверим цены там. А вот рынка-то и нет! Зачем, если у всех свои огороды, скотинка? Некоторые жители стали частными сельхозпроизводителями. Возвели на своих огородах большие теплицы и торгуют собственным урожаем.

Основная масса поселковых все же подалась на заработки в город. Конечно, куда поближе, например на 16-й и 22-й заводы.

Проблемы транспорта

Большие интервалы движения: официально по расписанию - два часа, но на деле получается дольше - то автобус сломался, то еще что-то. На такое плохое движение общественного транспорта жалуются жители всех деревенек, ставших городским районом. Возможно, работа транспортников улучшится летом. В июне, по результатам недавнего обследования пассажиропотоков, будет принята новая схема движения, ожидается появление частных перевозчиков.

Сейчас в новые городские поселки ходят автобусы от ПАТП-4 трех маршрутов. 163-й: театр Г.Камала - Крутушка; 30-й: ул. Гаврилова - Щербаково и 84-й: ДК Ленина - Борисоглебское. Автобусы муниципальные, но за проезд кондукторы в этих маршрутках берут 10 рублей, а не положенные 7. Почему? Не получил сдачи с десятки и я... Кстати, поселковые жители пожаловались, что летом сесть в эти «садоводческие» маршрутки вообще проблематично. Мне тем временем показали местное такси - на своем «жигуленке» житель, уловив спрос, возит всех желающих до города. Но так часто не наездишься. Особенно в школу, ведь многие предпочитают сейчас отдавать детей в городские школы. Как туда добираться ребенку - этот вопрос тоже встает перед родителями.

Осмотрев в Борисоглебском красивую, четырехсотлетнего возраста церковь, услышал приглашение от местной молодежи, кучковавшейся около магазина:

- Приезжайте к нам лучше в субботу вечером.

- А что бывает в субботу вечером?

- Увидите, - ответ прозвучал загадочно...

 

Владимир ДЫННИК

КВ
Лента новостей