«Дневной дозор» - позор российского кино

Многие СМИ, а в особенности Первый канал, ежесуточно сообщают о победном шествии и абсолютно рекордных сборах фильма «Дневной дозор». Есть фильмы, которые называют событием в российском кинематографе и которые не посмотреть считается как бы неприлично. Чтобы мне не говорили с укором «Как, вы не смотрели «Дневной дозор»?», я отправился в кинотеатр в минувший уикенд. Тем более столько лестных эпитетов прозвучало и продолжает звучать в адрес его создателей.

«Дневной дозор» называют и началом возрождения российского кино, и самым крутым блокбастером за всю его историю, говорят, мол, мы теперь не хуже Голливуда... Отдельные смелые голоса уже призывают Голливуд у нас учиться, как делать кино. Авторы фильма надувают щеки, задирают носы и с удовольствием дают интервью направо и налево. А еще скромно улыбаются и не возражают, когда прогнозируют, что фильм войдет в учебники всех актерских вузов мира. Приятно свысока поглядывать на какого-то там Спилберга...

Собственно о фильме. Говорить «понравился - не понравился» - значит все свести к вкусовщине. Есть критерии, где нужно быть объективным. Это сценарий, режиссура, актерская игра. Что касается сценария, он явно сырой. Сюжет фильма еле просматривается, если не сказать отсутствует. Есть мнения: зачем вам сюжет? Наслаждайтесь просто красивым зрелищем! Тоже спорно, что красиво. Эффектно - да. Но весь фильм снят в темных тонах, герои почти все время или кричат, или разговаривают на повышенных тонах, заставляя зрителей вздрагивать. Или это своеобразное ноу-хау, как держать людей в напряжении? Эту роль вообще-то должна выполнять драматургия. Но ее нет. А что касается красивого зрелища, мне лично приятнее понаблюдать новогодний салют. Или закат на Волге...

Сейчас весь мировой кинематограф тяготеет к спецэффектам. Супермастерство, когда эти эффекты снимаются реально. Помните фильм «Экипаж»? Тогда, между прочим, компьютеров не было. А сейчас с помощью техники можно нарисовать и оживить любое действие. Весь «Дневной дозор» построен на компьютере и держится на спецэффектах. Скажите, а в чем тогда заслуга режиссера? В съемке сцен для связки спецэффектов крикнуть «Мотор!»? Так что говорить о гениальной режиссуре тоже не приходится. Режиссера «Дозора» справедливо называют клипмейкером. В этом он, безусловно, мастер. Вот и сделал что умеет - большой клип на два часа. При желании весь фильм можно было бы уместить в пятнадцать минут.

Игру актеров назвать слабой нельзя. Но она фильм не спасает. Тот же Хабенский гораздо симпатичнее смотрелся в «Убойной силе». Там он погоду делал, а здесь, увы, нет.

Многих знакомых, кто посмотрел фильм, я спрашивал: какова мораль сей басни? Большинство пожимали плечами. Некоторые неуверенно говорили, что нельзя обращаться к колдуньям. Кто-то сказал - не бойся совершить зло, потому что все при желании можно исправить...

Я человек с высшим гуманитарным образованием. Пересмотрел если не все, то большинство из мировой классики... Мне понятны главные мысли Толстого, Достоевского, Паустовского... Но хоть убейте, главную мысль «Дозора» я понять не смог. Хотя понял вот что: этими рассказами о сражениях светлых и темных нас (особенно молодежь) пытаются увести в некую псевдорелигию и навязать искаженные представления о добре и зле. И никому меня не убедить, что это выдающийся фильм. Согласен с теми, кто говорит, что на фильме просто сделали деньги. И грамотно выстроили агрессивную рекламную кампанию на Первом канале. По количеству рекламных роликов она не уступит, наверное, раскрутке финансовой пирамиды МММ.

Кстати, после просмотра фильма я немного почувствовал себя лохом. А вы?..

 

Константин АЛЕХИН

КВ
Лента новостей