Травля в сети: молодежь столкнулась с новой опасной формой кибервойн

В Челябинске бывшая девушка довела до самоубийства 23-летнего парня, называя его в соцсети голубым.
Юная мурманчанка Наташа, поблагодарившая Президента РФ Дмитрия Медведева «от всего Мурманска», оказалась под шквальным огнем критических и уничижительных комментариев от других пользователей.
В США федеральный суд вынес первый приговор по делу об издевательствах в интернете. Дело дошло до суда после того, как жертва травли - 15-летняя девочка-подросток, покончила с собой. Она наложила на себя руки, когда получила несколько издевательских сообщений от 16-летнего парня. В одном из них говорилось, что без нее «мир стал бы значительно лучше».
Девочку, приехавшую в Америку из Ирландии, травили в соцсети на национальной почве несколько месяцев. «Ирландская шлюха» - самое безобидное оскорбление. Травлю вели несколько девушек.
Самый известный в истории российских соцсетей случай травли касался студента экономфака одного из вузов. Трагедия началась с нападения троллей на контактную группу конкурса его фотографий. 
Don’t feed the trolls («не кормите троллей») - выражение, которое знакомо опытным блогерам и пользователям социальных медиа. В современном информационном сообществе троллинг - это уже данность. Легкий троллинг даже используется PR-специалистами как один из медийных инструментов. Но все чаще управляемые провокации вдруг превращаются в неконтролируемую травлю. Тогда социальная сеть становится социальной смертью. А иногда и физической...
Lurkmore определяет травлю как абсолютно беспощадное преследование жертвы сворой. Жертвой травли обычно становятся люди, демонстрирующие беззащитность и неспособность дать отпор агрессору. Если обычный троллинг раздражает, злит, обижает, то травля может довести до самоубийства. 
СОВЕТЫ ПСИХОТЕРАПЕВТА. Что же делать родителям, если они узнали, что их ребенок стал жертвой подобной травли в интернете? Этот вопрос «КВ» задали заведующему центром психотерапии Казани Гумару Зиатдинову. 
Теория: учеба жизни - Травля всегда была, есть и будет. Это достаточно часто встречающееся явление в подростковом возрасте. Всегда находится кто-то, кому объявляется бойкот. В крайних случаях дело доходит до физической расправы. Воздействие зависит от интеллектуального уровня и воспитания подростков, объявивших бойкот. 
Возникновение подобных ситуаций связано с большой категоричностью в этом возрасте: все или ничего, черное или белое! Причина в том, что чувство бережного отношения к другому, терпеливости и заботы в подростках еще не сформировано. Во всех школах, детских организациях, компаниях формируются определенные группировки, которые в рамках самоутверждения и попытке подчинения себе начинают неприязненно относиться к тем, кто на них не похож. Факторов для появления неприязни много: зависть, несовпадение представлений о правильности... Если подобные притеснения имеют разумные рамки соперничества, то полностью освободиться от этого не только невозможно, даже не нужно. Это своеобразная форма адаптации к всевозможным трудностям будущего. Способ учебы подростка жизни во взрослом обществе, борьбы за себя, за свое место под солнцем, за утверждение своих идей, умения противодействовать нападкам. Но это только в том случае, если соперничество в рамках допустимого. 
Чтобы дело не дошло до крайности, главный совет родителям: чаще интересуйтесь жизнью своего ребенка. Спрашивайте, чем он живет, какими проблемами озабочен, как их решает. Если ребенок делится со своими родителям, значит, у них с ним нормальный контакт. А это важный фактор гармоничного развития ребенка.
Обсуждая с родителями происходящее, чадо осознает, что он хороший и достоин уважения. Это он перенесет в коллектив, утверждая себя как правого. Если же чадо не получает внимания и заботы родителей, скрывает от них свою жизнь, то неспособность разрешить ситуацию может привести к его изоляции. Или же он начнет подчиняться неадекватным требованиям, занимает позицию аутсайдера в коллективе и применяет крайние методы защиты. 
Практика: война в интернете - На каждом витке развития появляются новые формы взаимодействия взрослеющего человека с миром. Сейчас большой пласт жизни подростка связан с интернетом. Раньше это были контакты в настоящей жизни, потом появились СМС-сообщения, «аська», социальные сети. В них стала проходить вся жизнь. 
Мое мнение: социальные сети - это радость любой разведки. Люди выкладывают там о себе всю информацию. Удивительно, что в обычном общении они стесняются о чем-то говорить, но порой всю свою интимную жизнь выставляют в сеть. Эта сфера общения сейчас выходит на первый план. Гонения тоже перешли в сферу интернета. Поэтому, первое, что нужно объяснить ребенку, - прежде чем выложить какую-то информацию, надо подумать, насколько она адекватна и уместна. И сумеет ли он противодействовать тем нападкам, которые могут быть в отношении этих вещей? Во-вторых, если у него есть друзья, то вслед за нападками они могут оставить свои адекватные записи в поддержку. Очень важно то, умеет ли человек отстаивать свою точку зрения или нет. Умеет ли он привлекать к этому и друзей, которые тоже могут включиться в этот процесс? 
- Что еще объяснить ребенку, чтобы он правильно воспринимал происходящее в сети? - Стоит научить его соизмерять свои желания с возможностями и возможной ответной реакцией со стороны окружающих. То есть уметь предвидеть последствия своих шагов. Если человек уверен в правильности поступка, то отвечать на нападки ему гораздо легче. Объясните, что некоторые нападки нужно игнорировать, а на другие отвечать приглашением к дискуссии. Как только вы напишете: «Давайте встретимся и обсудим этот вопрос», основная масса комментаторов отпадет. Хаять способны все, а предложить альтернативу и объяснить - немногие. В этом и заключается умение дискутировать и отстаивать свою точку зрения. 
- Многие родители, узнав про травлю своего ребенка в сети, ограничивают его в пользовании интернетом... - Мы ограничивали детей от улицы. Затем - от СМС-сообщений. Сейчас - от интернета. В этом нет ничего хорошего! Интернет дает возможность в любой момент получить информацию. Но когда он заполняет всю жизнь ребенка, тогда действительно стоит ограничить. Все хорошо в меру! 
- Стоит ли следить за тем, на какие сайты заходят дети? - Если поведение ребенка начинает вызывать подозрения и сомнения, то можно. Так вы узнаете о его интересах. Но лучше попытаться наладить с ним контакт и найти общий язык. Метод слежки применим только в крайнем случае. Если чадо узнает, что за ним следят, пропасть между вами и им только увеличится. 
Советы из интернетаТочной статистики по кибертравле не существует. Это явление возникло недавно. Например, в Голландии почти четверть всех детей 12 лет и 19% 13 - 14-летних подростков становились жертвами кибертравли и киберунижения - об этом свидетельствует исследование, в котором приняли участие 1250 детей. Но лишь 37% из тех, кто подвергся нападкам, признались в этом родителям.
• В Испании из 2101 подростка в возрасте от 11 до 17 лет 17,4% подвергались травле через мобильные телефоны и 22,5% - через интернет.• В Чехии из 12500 опрошенных детей в возрасте от 11 до 16 лет 59,4% становились жертвами агрессии в киберпространстве.• В Германии опрос тысячи учащихся от 14 до 20 лет показал, что 36% из них пострадали от кибертравли. • В России опрошено 1025 детей в возрасте от 9 до 16 лет: 20% признались, что становились мишенью для киберхулиганов.
План действий для родителейНаучитесь блокировать электронную почту и службы мгновенного обмена сообщениями.Сохраняйте издевательские сообщения и изображения в качестве улик.Подайте жалобу в социальную сеть, на сайте которой происходит травля. Обычно на главной странице любой такой сети есть ссылка, позволяющая связаться с администрацией сайта. Соцсети могут принять меры против тех, кто ведет себя недостойно.Сообщите о травле, происходящей по мобильному телефону, оператору мобильной связи. Если травля не прекратится, поменяйте номер телефона.Обсудите ситуацию с администрацией школы, если обидчик учится в той же школе, что и ваш ребенок. Попросите ее помочь. Позвоните в полицию, если в сообщениях содержатся угрозы насилия или если их отправитель неизвестен.Помните, что в киберпространстве постоянно присутствует угроза того, что кто-то сделает вашего ребенка мишенью для своей агрессии. Если это случилось, не сидите сложа руки, действуйте!
Пять советов учителям1. Освойте интернет. Тогда вы сможете со знанием дела разговаривать с вашими учениками о рисках, подстерегающих их в киберпространстве.2. Привлекайте детей к решению проблемы. Устраивайте обсуждения в классе.3. Посоветуйте детям не выкладывать в интернет материалы, которые они не хотели бы демонстрировать всему свету.4. Научитесь распознавать признаки того, что ребенок подвергается травле: возможно, он стал скрытным или у него резко понизилась успеваемость.5. Убедите детей в том, что сообщить учителю о происходящем не значит ябедничать. Они должны понимать, что вы на их стороне.
КУДА ОБРАЩАТЬСЯДля помощи жертвам кибертравли организованы специальные «горячие линии». Полный их перечень на сайте ЕС. В России сообщить о таком виде экстремизма в сети, как кибертравля и киберунижение, можно, заполнив специальную форму сайте центра безопасного интернета.
КстатиКибертравля определяется как получение «сообщения непристойного или оскорбительного характера». Среди ее форм - видео, выложенное на YouTube, страницы в социальных сетях, на которых посетители пишут гадости о конкретном человеке.

КВ
Лента новостей